Кто двигает во власть Дмитрия Овсянникова?

21 апреля 14:12

Дмитрий Овсянников – далеко не самая известная персона в российском политическом истеблишменте. Тем не менее, к этому чиновнику, возможно, как раз и следует внимательно присмотреться.

Дмитрия Овсянникова можно отнести к новым управленческим кадрам, сформировавшимся в верхних эшелонах власти буквально в последние годы.

Эти новые лица, появляющиеся во власти, можно рассматривать как потенциальный руководящий корпус страны, так и как политических персон, способных в любой момент выйти на федеральные медиа-площадки с подачи кремлевской администрации. Кто-то склонен видеть среди них будущих «кандидатов в приемники», кто-то считает, что за каждым из них стоят крупные финансово-промышленные группы.

В этой статье мы остановимся на персоне господина Овсянникова…

В канун новогодних каникул, 23 декабря 2015 года, Дмитрий Овсянников был назначен заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Этот принцип – повышать в должностях чиновников в канун Нового года – зародился в далеком декабре 1999 года, когда неожиданной «рокировочкой» Владимир Путин сменил на посту уходящего президента Бориса Ельцина.

В последствии «предновогодние назначения» прижились в отечественной кадровой политике: злые языки считают, что именно таким образом «сильные мира сего» проталкивают необходимые кадры во власть, в самый разгар предновогодних банкетов и подготовки к затяжным выходным. Впрочем, другие утверждают, что в системе исполнительной власти проще начинать новый рабочий год в обновленном коллективе.

Как было на самом деле с Дмитрием Овсянниковым – трудно сказать. Однако факт: глава Правительства Дмитрий Медведев своим распоряжением назначил Дмитрия Овсянникова, ранее возглавлявшего департамент региональной промышленной политики Минпромторга России, заместителем министра промышленности и торговли РФ.

Овсянников получил весьма широкий круг полномочий — по сути, с момента назначения новоиспеченный замминистра Овсянников стал отвечать за реализацию всей региональной промышленной политики России. А промышленность страны, собственно, и представлена в регионах.

При этом, сам Дмитрий Овсянников, наверное, самая непубличная фигура из руководства Минпромторга.

Он довольно молод для своего поста – на момент назначения на пост замминистра ему было только 38 лет.

Вся карьера Овсянникова развивалась по двум сменяющим друг друга линиям: государственная служба и работа в системообразующих промышленных предприятиях.

У него – четыре высших образования по специальностям «финансы и кредит», «государственное и муниципальное управление», «юриспруденция», а также «управление реформируемыми предприятиями ОПК».

В ходе учебы в Удмуртском госуниверситете Овсянников выделялся среди однокурсников как активист и общественник. Там, видимо, его «заметили», и потому кадровый рост Овсянникова начался весьма рано. И весьма круто – после того, как экс-премьер Сергей Кириенко получил назначение полпредом президента в Приволжском федеральном округе и заявил о новых подходах в реализации кадровой политики этой новой структурой администрации президента, Овсянников оказался победителем окружного кадрового конкурса.

В 24 года он получил должность федерального инспектора по Кировской области.

Это было время губернаторства весьма известного в 90-е годы политика Владимира Сергеенкова, который был губернатором Кировской области с 1996 по 2004 годы. Выходец из КПСС и Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), Сергеенков был ярым представителем губернаторского «красного пояса».

Аппарат полпреда президента РФ в ПФО с самого начала своего существования заявил о себе как об активном игроке в управлении внутренней политикой регионов. Собственно, такова была и задача, поставленная перед полпредами президентом – обеспечить единство не только правового, но и политического пространства страны.

Несомненно, Овсянников, как представитель администрации президента в регионе, являлся непосредственным участником всех скрытых от широкой общественности процессов.

Уже через два года, после того, как по итогам бурной избирательной кампании «красного» кировского губернатора сменил Николай Шаклеин, Овсянникова отправляют в другой, соседний регион – федеральным инспектором по Удмуртии.

Этот период в жизни соседнего с Кировской областью региона был связан с деятельностью Александра Волкова – ныне члена Совета Федерации от Удмуртии, а в те годы – президента республики.

Политологи отмечают, что Александру Волкову по примеру глав Башкирии и Татарстана удалось на рубеже нулевых годов выдавить из региона всех политических оппонентов и сформировать авторитарную систему управления.

Возможно, Овсянникову вновь была отведена какая-то негласная роль в контроле за развитием ситуации в этом регионе, имеющем благодаря высокой концентрации оборонных предприятий стратегическое значение для страны.

Однако узнать об этом уже вряд ли возможно. В администрации президента РФ произошла рокировка, в результате которой сменился приволжский полпред.

В результате смены политической команды, в 30 лет Овсянников перешел в «реальный сектор», став замом генерального директора и коммерческим директором ОАО «Чепецкий механический завод» (входит в структуру топливной компании «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом»).

Чепецкий механический завод и сегодня является градообразующим предприятием г. Глазова; и обеспечивает 70 % бюджета и более 60 % занятости рабочего населения. И вновь «случайное совпадение» — Глазов, помимо того, что являлся родиной едва ли не всей верхушки тогдашнего руководства Удмуртии, всегда был и вотчиной удмуртских коммунистов – в городских органах власти их позиции были традиционно сильны.

А что такое крупный, богатый завод в маленьком городе? Это конечно не только работа для большинства жителей, но и неизбежное процветание разнообразных налипших на предприятие «фирмочек», сращивание финансовых и политических активов.

Очевидно, что «Росатому» требовалось навести порядок в глазовском узле. Провести реструктуризацию, выделить все что действительно нужно заводу для обеспечения его работы, и отбросить все то, что за многие годы обросло проказой местечковых связей, приносило ущерб предприятию и корпорации. Причем, сделать это в условиях активного противодействия местных элит. Насколько это удалось сказать сложно: атомная отрасль – закрытый организм. На виду лишь то, что Глазов не засветился в числе точек экономической напряженности, а «глазовский клан» значительно ослабил позиции в политической жизни Удмуртии.

Еще через три года Овсянников стал директором по экономике и финансам ОАО «Пермский моторный завод» — крупной машиностроительной компании, производящей авиадвигатели для гражданской и военной авиации, и газотурбинные установки для электростанций и транспортировки газа.

Этот крупнейший пермский завод входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации, которая в свою очередь является дочерним предприятием ОПК «Оборонпром». Напомним также, что «Оборонпром» с 2004 по 2007 года возглавлял будущий шеф Овсянникова — Денис Мантуров

Рубеж 2011-2013 годов стал переломным в современной истории завода. После откровенного раздрая предыдущих десятилетий, когда ПМЗ лихорадило от смены собственников, раздела активов, отсутствия стабильных заказов, требовалось обеспечить его интеграцию в состав одной из системообразующих корпораций, обеспечить текущую деятельность.

Но, пожалуй, главное – необходимо было подготовить производство к реализации крупнейшего проекта в истории современной отечественной авиации – освоение серийного выпуска семейства авиационных двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора. Прежде всего, речь идет о базовом двигателе ПД-14 с тягой 14 000 кгс, который будет устанавливаться на новый отечественный самолёт МС-21.

И если в 2011 — начале 2012 годов, когда предприятие «приходило в себя» шаг за шагом избавляясь от внутренних проблем, стабилизируя работу, повышая до рыночного уровня зарплату рабочим, ситуация на нем воспринималась как нечто само собой разумеющееся, то буквально с конца 2012 года, судя по сообщениям пермских СМИ, завод оказался в эпицентре борьбы различных лоббистских сил регионального и федерального уровней. Слишком многим захотелось погреть руки на лаврах заключенных заводом крупных контрактов на поставки двигателей ПС-90А76 для модернизированного транспортника Ил-476, газотурбинных установок для Газпрома.

Впрочем, Дмитрий Овсянников каким-то образом вновь оказался «над схваткой», перейдя в 2014 году в министерство промышленности и торговли РФ и получив в свое ведение связь Минпромторга с регионами России, в том числе вопросы развития промышленного потенциала самых актуальных в политической повестке Крымского, Северно-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, а также еще ряда территорий, имеющих стратегическое значение для России.

Возглавив департамент региональной промышленной политики Минпромторга России, Овсянников буквально за год вырос в заместители главы Минпромторга.

В тоже время Овсянников не забывал своих соратников по работе в Удмуртии.

Так, в республиканских СМИ муссируется фамилия некого Ильи Пономарева, с которым Овсянников работал вместе в аппарате ГФИ по УР. В феврале 2016 года Илья Пономарёв был назначен руководителем Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики, по слухам — по личной протекции Дмитрия Овсянникова.

Ранее, Овсянникова вспоминали и калининградские СМИ – теперь уже применительно к чуть не состоявшемуся назначению министром промышленности этой области выходца из Удмуртии Олега Радионова.

По одной из версий, массирующихся в местных СМИ, у Овсянникова могли появиться свои далеко идущие планы на Удмуртию.

Или на «политических верхах», наоборот, появились дальнейшие планы на Овсянникова?