Семигин, глава партии «Патриоты России», против дискриминации избирательных блоков

17 января 09:01

В 2011 году наступил момент, когда для многих граждан не интересоваться политикой было неприличным. Многие стали политизированными или, по крайней мере, очень политически чувствительными. После этого мы наблюдали много различных акций, которые убедительно продемонстрировали, что в России есть какое-то гражданское общество. Однако многих это не коснулось.

В 2012 году наступил такой момент, когда практически для всех граждан не интересоваться политикой стало просто невозможно. Количество изменений в начале года, которые во многом облегчали жизнь гражданского общества, было довольно велико, однако уже к лету изменения в законодательство посыпались как из рога изобилия. Меняли очень многое: изменили, например, систему начисления платы за ЖКХ — это если говорить о бытовом измерении, но больше всего новостей было в сфере политики. У нас появилось много новых партий, губернаторов в регионах вновь решили избирать населением (хотя совсем недавно с большими проблемами только приучили общество к тому, что выбирать должны не люди, а депутаты и только из тех, кого одобрил Президент, — впрочем, в новой системе больше путаницы, и теперь вообще мало кто понимает, кто и кого выбирает). Но было в политических новшествах и такое, что более-менее понятно: упрощение процедуры регистрации партии и более терпимые требования к тому, как ей работать. О том, что законодательство до 2011 года носило заградительный характер и не давало создавать новые структуры, говорили многие. Вообще, чуть ли не единственным успешным партийным проектом, который после 2005 года состоялся, стала партия «Патриоты России». Правда, за все время существования им так и не удалось попасть в федеральный парламент, зато они показывали каждый раз улучшающиеся результаты на региональном уровне. Поэтому мнение представителей этой партии может быть особенно интересным. Они смогли как-то приспособиться к жестоким условиям. И тут наступила так называемая партийная реформа. И партии стало создавать очень просто. Их тут же появилось несколько десятков — и некоторым даже удалось поучаствовать в осенних региональных выборах. Правда, не особенно успешно. И после этого встал вопрос, который для новых партий крайне принципиален: возможность участия в выборах избирательных блоков.

Партия «Патриоты России», которая была создана Геннадием Семигиным в 2005 году как раз из-за того, что в выборах запретили принимать участие блокам и, кроме того, стали требовать от партий 50 тысяч членов, видела разное. И последние выборы показали, что когда система стала более демократичной, результаты их улучшились. «Патриоты» всегда требовали этой демократизации: и большей свободы для партий и блоков. И сейчас их позиция никак не изменилась (в отличие, например, от «Единой России», которой приходится делать очень сложные кульбиты, чтобы оправдать необходимость возвращения того, что они сами же настойчиво изгоняли из политической жизни). «Вопрос создания предвыборных блоков для нас не самый актуальный, хотя здесь есть целый ряд плюсов, – заявила Надежда Корнеева, заместитель Геннадия Семигина. – Принятие соответствующих поправок будет свидетельствовать о том, что идет дальнейшее развитие политической системы страны». Отметим, что многие представители «Единой России», как и члены других парламентских партий, не особенно заинтересованы в том, чтобы давать большие возможности новым партиям, а также партиям старым, но непарламентским. Причина вполне очевидна. Они понимают, что так усиливают конкуренцию. И если граждане в конкуренции политических сил заинтересованы, то партии, которые уже у власти находятся — совсем нет. «При каждом удобном случае нынешние парламентские партии стараются обеспечить преференциями в первую очередь себя. С одной стороны, КПРФ, “Справедливая Россия” и ЛДПР обвиняют “Единую Россию” в том, что она корректирует законодательство в собственных интересах, а с другой – при каждом голосовании по законам о выборах стараются облегчить жизнь себе и застолбить место в следующем электоральном цикле», – пояснила Надежда Корнеева позицию по этому вопросу партии «Патриоты России».

Решение будет принято очень скоро и, как часто бывает, зависит оно не от позиции партии власти, а скорее от расчетов в Администрации президента. Появилась идея вернуть смешанную систему выборов в федеральный парламент: полагаю, что все помнят, что когда «Единая Россия» была «на коне» смешанную систему отменили, чтобы укреплять партийную систему — теперь позиции единороссов пошатнулись и снова нужны одномандатники. В этой системе роль партий вновь становится менее значимой. И поэтому у небольших партий меньше шансов пройти в парламент. Вот многие и вспомнили о том, что из ранее отмененного не было возвращено только голосование по блокам. Если система будет смешанной, то блоки нужно возвращать. Это было бы справедливо, так как давало бы больше возможностей для самых разных сил проводить своих представителей в парламент. Правда, по этому поводу часто говорят, что большое количество мнений мешает достижению конструктивного рабочего решения. Может, и так. Но лучше ругаться и учиться находить общее мнение в парламенте, а не ждать того, когда люди с мнениями, которые нигде никто не представляет, которые не умеют и не хотят находить общий язык с другими людьми, поднимут бунт. История давно показала, что парламент может от этого уберечь.