Ингушский фэйл: выводы и вызовы

16 октября 09:43

Новости о массовых протестах в Ингушетии стали для широких масс как неожиданными, так и тревожными. Мы знаем, как может полыхнуть Кавказ: чем легче потерять там мир, тем сложнее его восстановить. Ситуация в республике, исходя из первых сводок, могла выйти из-под контроля, но дальнейшее развитие событий, а также их освещение, показали ряд важных моментов.
Во-первых, мы живём во время информационных войн, когда по самой подаче сообщений можно понять очень многое. И кто же был главными нагнетателями напряженности? «Эхо Москвы», «Новая газета», «Радио свобода», «Дождь», «Медуза», «Грани». Кто-то называет их иностранными агентами, кто-то «пятой колонной», кто-то просто нецензурными словами. Но можно и без ярлыков – просто по содержанию всё понятно. Включались те же технологии, что и при оппозиционных маршах в Москве, переворотах в Грузии и на Украине. Снова активизировался твиттер, снова шли сообщения о массовости (хотя фото с места говорили о заниженности количества в десятки раз), снова провоцировались конфликты с соседями и даже тиражировалась тема с готовностью Кадырова пойти войной на Ингушетию. Всё по Геббельсу: «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят». Ну и вишенкой на торте здесь «неуловимый Джо» Козловский с абсолютно нелепой и бездоказательной историей про похищение и пытки в Ингушетии. Этот «правозащитник» уж точно там никому не был нужен и погоды бы не сделал.
Ну и качество «пропаганды» тоже сомнительное – как будто делали «на коленке». Например, ролик с накрученными 200 тысячами просмотров о том, что якобы потом сольют все кавказские республики в один субъект – там даже ударения ставятся странно – Ста’вропольский край, бывший президент Ау’шев и так далее – авторы явно не из России.
Во-вторых, организаторы протестов не учли особенностей маленького народа. Тут, банально, почти все друг друга знают и очень крепки родовые отношения. Поэтому открытого столкновения силовиков с гражданами или граждан с силовиками не стоило ожидать. Зато картина совместного чаепития охраняющих и бастующих оказалась вполне жизнеспособной. Здесь действительно проще сесть за огромный стол и договориться. Касательно малочисленности, опять же, крайне некомфортно провокаторам – и приезжих сразу узнают, и к местным вопросы будут (а все они, немногие, уже известны). Да и местные религиозные деятели всячески отговаривают от площадных акций. Важно поэтому, что и к вышедшим на площадь отнеслись по-человечески – разрешили остаться на площади на много дней. Что мы видим в итоге? – крышку приподняли, пар вышел, на площади осталось чуть больше сотни человек.
В-третьих – лидеры протеста. Вернее, их отсутствие. Да, есть «Совет тейпов», но насколько он принципиален в данном вопросе? И насколько солидарны во мнении его представители? Ну и те люди, которые пришли рассказывать о своём негодовании в студию «Эха Москвы» – это, мягко говоря, не политики, не ораторы… да они просто не могли ничего толком сказать, зато ляпнули про то, что вопросы надо решать по шариату. И это в гнезде либеральной журналистики.
В итоге мы получаем факт несостоявшейся попытки продвинуть технологии цветных революций в отдельно взятой «горячей» республике. И пусть попытка эта была сделана не лучшим образом, пусть ряд охранительных сил среагировал достаточно оперативно, важно помнить: это может быть не последняя проверка, а пожара проще не допустить, чем потом тушить его. Здесь уже вопрос к сохранившему в трудной ситуации спокойствие и хладнокровие руководству Ингушетии и президенту Евкурову. А разбираться придётся ему, опять же по причине традиций и устоев, опыта и знакомства с ситуацией. Нужна тонкая и эффективная социальная работа, а к значимым решениям лучше готовить народ заранее, постепенно, тем более, аудитория там не столь велика.