Дороги в России достанут из-под земли

15 марта 11:46

В российском дорожном строительстве намечается новый тренд – использование щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) для создания верхних слоев покрытия автомагистралей. Инновационный материал позволяет повысить долговечность дорожного покрытия, снизить уровень шума, повысить устойчивость к образованию колейности.
Ключевую роль в составе ЩМА играет стабилизирующая добавка, благодаря которой асфальтобетонная смесь может содержать больше битума – вещества, закрепляющего щебень и, по сути, обеспечивающего прочность дороги. В результате ЩМА можно укладывать слоем меньшей толщины, чем горячий асфальтобетон, при этом снижается расход смеси на 1 квадратный метр покрытия.
В качестве чудодейственной стабилизирующей добавки сегодня используют разные вещества, среди которых волокна и гранулы из целлюлозы, добавки на основе резиновых частиц, высокопрочные акриловые волокна. Тем не менее, наиболее перспективным веществом являются гранулы на основе хризотил-асбеста – волокнистого минерала, широко применяемого в строительстве и в промышленности.
Благодаря уникальным физико-химическим свойствам хризотил-асбеста, материалы на его основе отличаются доступной ценой и потрясающей долговечностью. Всем нам известны, к примеру, шифер или асбестоцементные трубы, срок службы которых измеряется десятилетиями.
В то же время наука не стоит на месте и минерал находит новое применение: стабилизирующая добавка на основе асбеста позволяет увеличить толщину битумной пленки, которая, в свою очередь, обеспечивает наличие объемного битума. ЩМА с применением стабилизирующих добавок на основе асбеста повышают однородность смеси и препятствуют расслаиванию дорожного покрытия. Производят эти добавки в России, на предприятиях, добывающих хризотил-асбест.
В отличие от обычных асфальтобетонов каркасная структура ЩМА имеет наивысшую жесткость, благодаря этому происходит перераспределение основной части нагрузки от верхнего слоя покрытия к нижележащим слоям. Эта особенность ЩМА ведет к повышению устойчивости к образованию колеи материала покрытия.