Обнародован составленный IREX Индекс устойчивости СМИ Европы и Евразии-2016

30 апреля 12:49

Отвечая на вопрос о том, насколько СМИ отвечают их потребностям, жители Грузии, Молдавии и Украины отмечают низкокачественное, заполитизированное освещение основных вопросов жизни страны и чрезмерную ориентированность на дешевые сенсации. При составлении Индекса устойчивости СМИ Европы и Евразии-2016 (MSI) специалисты IREX, в дополнение к мнению профессионалов медиа-сферы, учитывали актуальные оценки и предпочтения потребителей. С полным текстом отчета можно ознакомиться на веб-сайте http://www.irex.org/msi.

Участник опроса в Грузии отметил: «Пристрастность и заангажированность — вот «суровые реалии» нашей медиа-системы». По его словам, всем известно, что «абсолютно все медиа-ресурсы представляют интересы различных политических партий, групп или правительства». Оценивая качество медийного контента, респондент из Украины заметил: «К сожалению, наши политики, средства массовой информации и даже неправительственные организации… не анализируют истинных причин происходящего. Общество обсуждает последствия, а не предпосылки».

IREX оценивает состояние медийного сектора страны по пяти ключевым критериям, включая правовую среду, качество журналистской работы и практические методы управления СМИ. Профессионалы сектора масс-медиа в каждой отдельно взятой стране выставляют баллы по каждому критерию и предоставляют собственную качественную оценку. Расширенная методология, в пилотном режиме применявшаяся при составлении редакции индекса 2016 года в Грузии, Молдове и Украине, предполагала включение отдельной серии вопросов, адресованных потребителям медийного контента и ориентированных на оценку способности СМИ удовлетворять информационные потребности широкой аудитории. Ответы респондентов демонстрируют значительные расхождения между мнениями профессионалов отрасли и взглядом гражданского общества на средства массовой информации.

Правительства многих стран продолжают чинить препятствия независимой журналистике, в результате чего медиа-ресурсы Европы и Евразии сталкиваются с сокращением спонсорских вливаний и доходов от рекламы, что заставляет их прибегать к самоцензуре материалов, критикующих деятельность крупного бизнеса. Македонский респондент отметил: «Сегодня статьи, направленные против телекоммуникационной или энергетической компании, публиковать сложнее, чем материалы с критикой правительства». По сведениям, полученным от участников опроса в Албании, многонациональный провайдер мобильных телекоммуникационных услуг отказывается размещать рекламу в газете Shqip из-за публикации критических статей о его деятельности.

Украина, Армения и Косово вошли в число стран, где наблюдается некоторое улучшение медиа-среды. В списке стран, где состояние сектора СМИ ухудшилось, — Азербайджан, Беларусь и Казахстан.

Агентство международного развития США финансирует исследования MSI в 21 стране мира Индекс устойчивости СМИ является уважаемым и авторитетным исследование состояния международного медийного сектора, предоставляющим спонсорам, правозащитникам, региональным специалистам отрасли и ученым доступ к обширному банку данных, накапливаемых на протяжении вот уже 15 лет.