Варсеник Айрапетян: как получить за некачественный товар законную компенсацию

22 января 11:09

Не всегда приобретенный покупателем товар соответствует критериям качества. Как поступить в такой ситуации? Каким образом получить компенсацию? Ответы на данные вопросы – далее.

«Качественный» товар – это какой?

Для начала стоит определиться, что подразумевается под понятием «некачественный товар». Как следует из Закона о защите прав потребителей, в обязанности продавца входит передать покупателю именно качественный товар. Указанный критерий определяется:

• условиями договора, заключаемого при покупке товара;
• общепринятыми критериями качества для подобных товаров;
• пригодностью товара для целей, для которых эта покупка совершалась;
• соответствием товара тому образцу или описанию, которые покупатель предоставил продавцу;
• соответствием товара тем обязательным требованиям, которые прописаны отдельными законодательными нормами.

К примеру, покупатель приобрел зимние сапоги. Но носить их при температуре ниже 0 градусов невозможно (в них холодно, промокают ноги и т.п.). Следовательно, эти сапоги не соответствуют тем целям, для которых их приобретали (сохранить ноги в тепле в зимний период времени). А значит, этот товар вполне может быть признан некачественным.

Товар оказался некачественным: как получить компенсацию

Итак, приобретенный покупателем товар оказался некачественным. Что делать дальше?

Закон о защите прав потребителей предлагает потребителю сразу несколько вариантов действий:

• поменять товар на аналогичный или подобный;
• потребовать устранить выявленные недостатки;
• вернуть товар и получить за него обратно уплаченные деньги;
• оставить товар себе, но получить часть уплаченных за него средств обратно в счет компенсации за его недостатки.

Важный момент: все вышеперечисленное предлагается законодателем покупателю на выбор по его усмотрению. Нередко продавцы пренебрегают данным обстоятельством и навязывают покупателям то или иной вариант. Например, покупатель имеет право вернуть товар и забрать деньги, а ему предлагают только обмен на аналогичный или подобный.

Для реализации любой из указанных возможностей покупателю, недовольному качеством приобретенного товара, необходимо:

1. Обратиться к продавцу с претензией. Лучше, если она будет письменной и с отметкой о том, что документ действительно был получен продавцом. В претензии излагается, почему, по мнению покупателя, приобретенный им товар является некачественным, а также указываются варианты разрешения сложившейся ситуации (например, требование обменять его на аналогичный, но качественный товар).
2. Вместе с претензией передать продавцу сам некачественный товар. При этом нередко покупателю сообщается, что будет проведена экспертиза. Можно согласиться на ее проведение, а можно не отдавать товар, а провести исследование у экспертов по своему выбору. Правда, тогда экспертизу придется оплачивать из своего кармана, но зато больше шансов на то, что ее заключение будет более беспристрастным.
3. Дождаться ответа на претензию.
4. Одновременно с подачей претензии продавцу обратиться в территориальный отдел по защите прав потребителей.
5. Если результаты ответа на претензию и обращения в отдел по защите потребителя не устраивают покупателя, ему придется добиваться компенсации через суд.

Правила, которых стоит придерживаться, требуя компенсацию за некачественный товар

Юристы, которые практикуют на защите прав потребителей и помогают покупателям вернуть компенсацию за некачественный товар, советуют:
1. Не терять время и как можно скорее после обнаружения недостатков товара обратиться к продавцу. Чем позже заявить претензии, тем меньше шансов на получение компенсации. Кроме того, можно вообще пропустить срок, установленный законодателем для предъявления такого рода требований.
2. Проведение экспертизы в выбранном именно покупателем экспертном учреждении более предпочтительно. Когда к претензии прилагаются выводы, сделанные экспертом о некачественности товара, повышаются шансы на получение компенсации без суда.
3. Помните, что не все товары можно вернуть. Список невозвратных товаров утвержден отдельным нормативно-правовым актом.
4. Если товар относится к категории «технически сложных», вернуть деньги за него получится лишь когда:
• его недостаток будет признан существенным;
• нарушены сроки устранения недостатков;
• товар невозможно использовать, при этом гарантийный срок не прошел и неоднократно предпринимались попытки устранить недостатки, мешающие его использованию.
5. Покупатель имеет право требовать от продавца возмещения и иных убытков, возникших по причине плохого качества реализованного им товара (например, компенсации за поврежденное имущество, когда по причине брака стиральной машины произошел залив квартиры).

Как показывает практика, при грамотном подходе добиться получения компенсации за некачественный товар вполне реально.

Варсеник Айрапетян, адвокат, адвокатский кабинет Айрапетян В.С.
https://www.instagram.com/angel_advokat/