Виктория Федорова: адвокат – не профессия, а призвание и служение

18 января 11:33

«Адвокат подобен доктору или педагогу. Это не профессия, а призвание и служение».
Отношение к адвокатам, к сожалению, окутано ореолом недоверия. Нас часто считают прислужниками бандитов, коррупционеров и других «тёмных личностей» с большим кошельком. Но я не хочу служить «продажной совестью» пожирающей дыры законодательства для таких ячеек общества.

Чтобы выиграть дело, адвокат должен быть хорошим специалистом, актёром, твёрдо убежденным в правоте и справедливости своего дела. Но как можно бросаться на амбразуру, зная, что за твоими словами прячется насильник, убийца, вор и т.д.? Конечно, мне часто возражают коллеги: «Хороший адвокат – бедный адвокат». Но разве это не абсурд? Я уверена, неважно, на чью сторону встанет профессионал с точки зрения обогащения, моральное ядро тысячекратно ценнее.

Я с благоговейным трепетом отношусь к работе и жизненным принципам «Пушкина адвокатуры» – Федора Никифоровича Плевако. Ведь именно с его именем в России ассоциировали народного защитника и честного адвоката.

Когда я только начинала своё становление на этом поприще, то его пламенные, восторженные, ироничные, а порой невероятно смешные речи в защиту своих клиентов вызывали мурашки восхищения по коже.

Не скрою, но меня подкупает его искреннее желание защищать женщин несмотря ни на что. Однажды ему попало дело одной барышни, в чью комнату ломился пьяный хозяин трактира. Дабы защитить свою честь, она выпрыгнула из окна третьего этажа и чудом осталась жива, сильно повредив руку. Но самое возмутительное то, что прокурор занял позицию потенциального насильника! Он открыто насмехался над её «пугливостью» и наигранно «не понимал», что же её спровоцировало выпрыгнуть из окна.

Праведный гнев Плевако потушил его запал и раскрыл глаза суду присяжных: «Не понимаете? Так я вам объясню», – сказал он. «В сибирской тайге водится зверек горностай, которого природа наградила мехом чистейшей белизны. Когда он спасается от преследования, а на его пути – грязная лужа, горностай предпочитает принять смерть, но не испачкаться в грязи!» Он действительно уважал и проникался сочувствием к своим подзащитным, видя в них большее, чем кошель с монетами.

Он вёл более двух сотен дел и стал одним из самых богатых людей столицы. Но Фёдор Плевако никогда не бросал бедняков в беде и помогал им абсолютно безвозмездно. В то время как богачам приходилось изрядно раскошелиться на дикие гонорары «московского златоуста».

Благодаря этому человеку я научилась двум основополагающим для меня вещам. Во-первых, чувство ответственности перед клиентом. Ведь он был удивительно точен, когда сказал, что за нашими словами, защитой стоит не закон, а, прежде всего, судьба человека. Во-вторых, Фёдор Николаевич никогда и ни за какие деньги не вставал на защиту отпетых бандитов и мошенников.

Я считаю, что быть адвокатом – это действительно призвание, включающее в себе целый спектр знаний, умений, таланта и, самое главное, – честности перед самим собой.

Если бы адвокаты действительно защищали слабых, обездоленных, обманутых и при этом НЕВИНОВНЫХ, то не было бы сложившихся стереотипов о нашей профессии и её представителях. Стыдно, имея такие корни адвокатской истории в России, становиться пиявками и прилипалами к кормушке «вне закона», заложив на денежный алтарь свою честь, принципы и судьбы невинных людей.

Фёдорова Виктория, адвокат АК «Победа», советник юстиции 3 класса