Скворцова разбудила ОМС

24 мая 12:19

Ставка на первичное звено, новый порядок расчетов системы ОМС с медицинскими организациями, понятная маршрутизация пациентов и контроль со стороны страховых представителей — все это, по мнению экспертов, позволило эффективнее тратить деньги на здравоохранение.

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Дмитрия Кузнецова, при Веронике Скворцовой Минздрав начал движение в сторону пациентоориентированной модели здравоохранения, и сделал на этом пути ряд важных шагов. В частности, изменил функционал страховых организаций, которые работают в системе ОМС, и внедрил институт страховых представителей. По словам Кузнецова, этот институт — один из важнейших, которые используются в классическом медицинском страховании. В частности, речь идет о маршрутизации пациента. В систему, которая выстраивалась годами, в одночасье такой инструмент не внедрить, отметил эксперт. Процесс, по его словам, должен проходить постепенно и комплексно.

«Для нас очень важно внедрение на всей территории страны единой методики взаимоотношений страховщика, застрахованного, территориального фонда ОМС и медицинского учреждения, — заметил собеседник агентства. — По большому счету, мы прекрасно знаем, что защита прав, ответы на вопросы граждан — это все и раньше было прописано в нормативных актах. Но определенная разница в подходах к тому, как должна быть устроена эта работа, в регионах присутствовала. Сейчас появился единый подход. Что это такое? Появились скрипты ответов на вопросы граждан, учет статистики, скорость ответов. Крупные компании создали свои федеральные call-центры, которые работают круглосуточно и без выходных. Время ожидания ответа оператора — 20 секунд. То есть, сейчас страховыми компаниями создана диспетчерская служба, которая может соперничать с работой диспетчерских экстренных служб».

По словам Кузнецова, больше 90% всех обращений граждан решаются после первого звонка. «Кто-то спрашивает: где получить полис, как прикрепиться к поликлинике, где можно бесплатно пройти диспансеризацию. Но бывают вопросы, связанные с качеством медицинской помощи, и количество их возрастает. Есть вопросы, которые касаются навязывания платных услуг. В этом смысле единая система взаимодействия всегда хороша», — подчеркнул он.
В некоторых регионах, по словам вице-президента ВСС, стала выстраиваться новая система коммуникации с пациентом. В частности, страховые компании рассылают оповещения о профосмотрах.

«Вероника Игоревна представляет, как работает система ОМС, она оценила деятельность страховых компаний. Вектор развития президентом обозначен — страховая система должна существовать. То, что ее нужно совершенствовать, никто не отрицает. Более того, у нас есть все возможности для того, чтобы погружать классические страховые принципы в систему. Они касаются логистики деятельности страховых компаний, маршрутизации, большего участия страховщиков в тарифах. В дальнейшем возможно внедрение определенных пилотных проектов. Мы должны делать дальнейшие шаги. Мы со своей стороны готовы продолжать эту работу», — заявил Кузнецов.

Директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов поддерживает изменения в системе ОМС, проводимые федеральным Минздравом. Он особо выделил изменение системы оплаты медицинской помощи в стационарах, которое провела команда Скворцовой. Раньше медицинским организациям не оплачивали услуги, оказанные сверх стандартов. Теперь при оплате руководствуются клинико-диагностическими группами. Так, у врачей появилась возможность держать пациентов в больницах столько, сколько нужно, и проводить все процедуры, которые ему требуются по состоянию здоровья.

Мелик-Гусейнов считает, что реформу ОМС необходимо продолжить. По мнению эксперта, это одна из главных задач, которые предстоит решить Скворцовой на посту министра здравоохранения.

Реформа лежит в плоскости более рационального использования средств. По словам Мелик-Гусейнова, сегодня нормативы финансирования разбиты на небольшие кусочки — диспансеризация, профосмотр, визит к врачу. Необходимость ориентироваться на планы оставляет медицинским организациям слишком мало свободы. По мнению эксперта, в будущем главными индикаторами эффективности работы поликлиник должны стать: домовая смертность пациентов, которые прикреплены к поликлинике, количество вызовов скорой помощи.

Но вектор развития Минздрав выбрал верный. При Скворцовой ведомство сделало ставку на стационарозамещение, развитие первичного медико-санитарного звена — поликлиник и дневных стационаров. «Тренд выбран правильный. Теперь нужно ускорять реформу первичного звена. Новому министру много предстоит сделать», — заметил Мелик-Гусейнов.

Константин Ильин