Антон Бояркин о способах борьбы с коррупцией в правоохранительной системе

26 октября 13:18

Коррупция в правоохранительной системе является очень масштабной проблемой современной России, создающей множество препятствий на пути развития и укрепления правового государства и гражданского общества. Сформировавшаяся в позднесоветский период отечественной истории и достигшая совершенства в 1990-е – 2000-е годы, коррупционная система в органах внутренних дел, затем и в других силовых структурах, приносит стране многочисленные убытки, подрывает авторитет государства, способствует безнаказанности настоящих преступников и произволу в отношении законопослушных граждан.

О необходимости победы над коррупцией в правоохранительной системе и в целом в государственном аппарате неоднократно говорили высшие руководители страны, функционируют специальные подразделения по борьбе с коррупцией, проходят регулярные проверки, заводятся уголовные дела с реальным наказанием виновных, но ситуация практически не меняется. Как показывает практика, создание многочисленных подразделений по борьбе с коррупцией, служб собственной безопасности, проверки прокуратуры, ФСБ, инспекций по личному составу все равно не приносят желаемых результатов.

Не стало панацеей от коррупции и значительное повышение заработной платы сотрудникам правоохранительных органов, которые сегодня относятся к числу наиболее высокооплачиваемых бюджетных служащих (для сравнения – лейтенант или капитан полиции получают заработную плату, большую по размеру, чем заработная плата большинства профессоров провинциальных университетов и институтов). Не помогли и постоянные задержания коррупционеров с последующими судебными приговорами и внушительными сроками лишения свободы.

По мнению председателя ВОО «Центр содействия политике Президента по противодействию коррупции» А.В. Бояркина, для того чтобы в перспективе победить или хотя бы минимизировать коррупцию в правоохранительной системе, следует выработать соответствующую стратегию и произвести системные преобразования в деятельности полиции и других правоохранительных структур. Какие это могут быть шаги?

Во-первых, тотальная «кадровая чистка» правоохранительных органов. Здесь неплохо изучить зарубежный опыт, к примеру – опыт той же Грузии, которая хотя и находится в непростых отношениях с Россией, но, надо отдать должное, смогла значительно снизить уровень коррупции в своих полицейских подразделениях. Для кадровой чистки органов необходимо более активно привлекать в них новых сотрудников, прежде всего, из числа гражданских лиц с высшим образованием, желающих служить в правоохранительной системе, а также военнослужащих.
Необходимо пресекать любые проявления клановости и кумовства в правоохранительной системе, в том числе перевод вслед за руководителем его доверенных сотрудников на новое место службы руководителя. Таких примеров много, и они довольно четко просматриваются, а бороться с ними не так сложно – просто не давать разрешение на перевод вслед за руководителем, чтобы не формировать коррупционные кланы на новом месте службы. Соответственно, необходимо бороться и с любыми попытками создания этнических или диаспоральных кланов в правоохранительных органах. Единственным критерием выдвижения на должность может быть только профессионализм, а не родственные связи или национальная принадлежность.

Во-вторых, необходимо повышение открытости правоохранительной системы. Для этого общество должно получить возможность реального общественного контроля деятельности правоохранительных органов. Общественные палаты, комиссии должны быть наделены более широкими возможностями, позволяющими им контролировать ситуацию и вовремя выявлять злоупотребления и проявления коррупции. Открытость полиции и общественный контроль – два важнейших залога успешности антикоррупционных мероприятий. Некоторые политики неоднократно предлагали ввести выборность должностей районных и городских полицейских руководителей, что также могло бы повысить уровень реального общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

В-третьих, деятельность самой правоохранительной системы должна быть реформирована в направлении искоренения всех факторов, способных провоцировать коррупцию. Прежде всего, речь идет о «палочной системе», фактической безнаказанности следователей за возбуждение уголовных дел в отношении невиновных граждан. Первые шаги были сделаны, когда была введена серьезная ответственность следователей за незаконное преследование предпринимателей. Необходимо более тщательно контролировать сам процесс возбуждения и закрытия уголовных дел, любых следственно-оперативных действий в отношении граждан и юридических лиц.

Антон Бояркин, председатель организации ВОО «Центр содействия политике Президента по противодействию коррупции», вице — президент Межрегиональной общественной организации содействия патриотическому воспитанию молодёжи «Мы – Дети Родины», сопредседатель регионального движения в поддержку губернатора края «Депутаты против коррупции» Ставропольского края
(http://www.anti-korrup.ru)