Защитить права дольщиков поможет государственный компенсационный фонд: слушание по законопроекту состоится 3 июля

03 июля 16:57

Проблема долевого строительства назрела и требует своего решения: по всей стране общее число обманутых дольщиков достигло 16 тыс человек. Они вложили в строительство и фактически потеряли около 18 млрд рублей.
Проблема не обошла стороной и столицу: в Москве насчитывается около двух десятков недостроенных объектов. Среди них, например, ЖК «Царицыно 1» и «Царицыно 2».
Квартиры в последнем ожидают более 6 тыс дольщиков, а также члены их семей – всего более 20 тыс. человек. Проектом занималась зерновая компания «Настюша», которая взялась за строительство жилья с целью диверсификации бизнеса. Впоследствии он был разделен: не достроив «Царицыно-1» (11-этажное здание и 15-этажные корпуса), застройщик получил разрешение на строительство «Царицыно-2» и принялся активно продавать там квартиры. Компания-подрядчик остановила строительные работы и требует выплатить 1,3 млрд рублей по первому проекту, разбирательство по второму проекту еще предстоят. В итоге, по проекту, который по плану должен был быть завершен в 2012 году, нарушены все сроки, а общая задолженность кредиторам (основными являются Промсвязьбанк и Россельхозбанк) составляет порядка 20 млрд рублей.
Активная группа добровольцев, изучив финансовую отчетность, заявляет, что ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов» (МКХ, дочерняя компания ТД «Настюша»), выдавал значительный объем денежных средств головной компании вместо того, чтобы направлять их на реализацию проекта.
Инициативная группа направляли запросы в прокуратуру, в ОБЭП, даже подключили депутатов КПРФ, однако получили в ответ, что они «добросовестно заблуждаются».
В целях решения этой и подобных проблем, Министерство строительства внесло следующее предложение: отменить такие способы защиты дольщиков, как, например, страхование гражданской ответственности застройщика или поручительство банка — вместо этого на застройщика налагается обязанность вносить деньги в фонд, который контролируется правительством. Единый тариф, согласно предложению Минстроя, будет составлять 1,2 процента цены договора долевого участия. Фонд будет работать по аналогии с Агентством по страхованию вкладов: если у одной из строительных компаний возникли проблемы, средства на достройку ее объектов (или на компенсацию дольщикам) поступят из фонда.
Ярким минусом деятельности такого фонда является то, что он не сможет решить проблемы граждан, уже заключивших договоры долевого участия: по всей России сейчас насчитывается 776 таких «проблемных» объектов и если использовать средства для уже заключённых договоров, фонд просто обанкротится. Поэтому гарантию завершения строительства таких объектов будут обеспечивать страховые компании.
Однако комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям нашёл и другие недостатки: так, в частности некоторые положения законопроекты допускают непрозрачное расходование средств. Кроме того, критике подверглась используемая форма предоставления средств застройщикам — пожертвование. Как поясняют парламентарии, «в материалах к законопроекту отсутствует обоснование необходимости использования подобной формы безвозвратного предоставления средств, а в самом законопроекте отсутствует указание на целевое назначение выделяемых таким образом средств».
Так или иначе, 14 июня в первом чтении проект федерального закона N139186-7 был принят Госдумой в первом чтении. Второе чтение ожидается 3 июля.