Татьяна Черникова: российскому туризму нужна поддержка региональных и федеральных властей

16 мая 12:28

России нужен не пиар, а дороги!

Когда мы говорим о курортном отдыхе, в первую очередь, приходят на ум морские курорты. Но потенциал России в сфере туризма не ограничивается только пляжным отдыхом. Какие еще перспективные туристические направления существуют в нашей стране?

У нас есть не только моря, но и реки, и озера, и даже океан. Памятники природы и культуры, богатейшие традиции. Все возможности как для популярных, так и для экзотических видов отдыха. Культурный, санаторно-курортный, горнолыжный, круизный, пляжный, экстремальный, эко-, агро-, этнотуризм. Охота, рыбалка, собирательство, сёрфинг, кайтинг, да хоть поездка на атомном ледоколе по Арктике, экскурсии на заброшенные рудники или кампания с шаманами. Все более популярным становится озерный отдых на Алтае и Байкале, многих манит прекрасное озеро Ильмень в Новгородской области. Пляжный отдых в Крыму можно совместить с трэкингом, поездку по делам в Тюмень – с посещением термальных источников. А знаете ли вы, что в неприметной Старой Руссе сейчас строится современный грязелечебный комплекс и создаётся целый оздоровительный кластер? А про карельский Кивач с прекрасным центром лечебного голодания? В каждом регионе России можно найти уникальные места и возможности, и я могу говорить об этом бесконечно. Осталась самая малость – «продать» их. Причём для начала – своим же, родным, туристам.

В России – 106 выходных и праздничных дней и 146 млн. жителей. Более 80% из них никогда не поедут заграницу, и причин тому множество. А многие перестали ездить за границу на выходные и праздники из-за курса евро. Так почему бы не создать такой прекрасный и доступный продукт, как туры выходного дня? Ведь сейчас отдых многих даже молодых людей сводится к «выйти в лес, пожарить шашлык», причём не соблюдая при этом ни экологических, ни этических норм. Выигрывает от этого только «Ашан».

Нужно предложить людям альтернативу. И подобные решения уже разрабатываются как отдельными энтузиастами, создающими группы в соцсетях (например, прекрасное «Подмосковье одного дня» в Facebook), так и турфирмами. Москвичи охотно едут в окрестности Подольска, Серпухова, Дмитрова, Новый Иерусалим, Сергиев-Посад, Тверскую, Ростовскую, Ярославскую, Калужскую области и др. Поток создаётся! Это доказывает, что правильная упаковка продукта под определённую аудиторию срабатывает. А уже на поток туристов придут инвесторы, и создадут нужную инфраструктуру. Не нужно придумывать на ровном месте новое за бешеные миллиарды. Давайте начнём с хорошо забытого старого.

Насколько активно сейчас развивается внутренний туризм? Насколько способствует этому курс на импортозамещение в туризме?

Увы, в большинстве случаев развитие и содействие находится в стадии «посидеть, обсудить проблемы, написать стратегию, придумать логотип» – и это в лучшем случае. Пресловутый брэндинг – это вообще любимая забава чиновников. Я уже молчу о том, что в большинстве случаев он сводится к придумыванию логотипа и слогана вместо комплексной масштабной программы и стоит миллионы. Пресловутое «продвижение» тоже очень популярно. Есть в разработке совместный проект Минэкономразвития и Ростуризма с бюджетом в 1,5 млрд. руб., плюс бюджеты Минкульта.

Все почему-то решили, что России не хватает пиара (пусть отчасти так и есть), но гораздо важнее отсутствие качественных дорог и инфраструктуры! Турист услышит красивые рассказы блогеров и журналистов, увидит красочные ролики региональных команд, но, приехав на место, он, скорее всего, попадёт в информационный вакуум: нет четкого продукта, нет понятной навигации по региону, отсутствует доступный транспорт между городами, не ясно, где поесть и переночевать. Поэтому я бы начала с создания продуманного туристического пространства, а уж потом вкладывалась в его продвижение.

Всем известно, что у России – огромный культурно-исторический потенциал, но иностранцев этим не удивить, после осмотра третьей церкви или усадьбы им будет скучно. Я считаю, что нам нужно сделать туристские услуги более разнообразными, повысить их качество, привести в соответствие с действующими международными и внутренними стандартами, усовершенствовать региональную политику в сфере туризма и гостеприимства. Если перейти к конкретике, то в одном туре стоит совмещать как историко-культурный компонент (усадьбы, музеи, церкви), так и экологический, оздоровительный, развлекательный: посещение этнодеревень, экоферм, заповедников, парение в настоящей русской бане, мастер-классы по выпечке хлеба в русской печи, плетению кружев, вышивке, игре на национальных инструментах. Фотосессии в национальных костюмах, сбор ягод и варка варенья, прыжки через костёр в день Ивана Купала – можно столько всего придумать!

Можно ли говорить о том, что в России есть уникальные места для туризма и отдыха, не имеющие аналогов за рубежом?

Хороший вопрос! Такую экзотику, как «село неасфальтированное вымирающее» или «туалет дощатый с дырой полу» вы точно вряд ли ещё где-то найдёте. А если серьёзно, то потенциал у нас огромный, как я и говорила. Вопрос в том, что он «дремлющий».

Но есть и приятные исключения. Лично мне нравится Владимирская область с Суздалью, Золотое кольцо, Ярославль, Кострома, Углич и милый город Мышкин, Великий Новгород, Псков, Валаам. Это вполне сложившиеся туристические пространства.

Какие основные конкурентные преимущества у турбизнеса в России?

Пожалуй, это люди. Те, кто, несмотря на отсутствие федеральной поддержки и синхронизации действий, продолжают работать на идею и пытаются развивать системный цивилизованный турбизнес в России. Ещё один плюс, он же минус – то, что многое делается практически с нуля. И есть шанс сделать все «по-умному».

Вы – из тех энтузиастов, кто пытается на системном уровне развивать внутренний туризм. С какими основными проблемами Вам приходится сталкиваться?

Главное, что мешает совершить качественный скачок – отсутствие поддержки региональных и федеральных властей, а также слабое использование механизмов государственно-частного партнёрства при реализации проектов. Без этого внутренний туризм в России ещё долго останется уделом отдельных личностей и муниципальных образований, в лучшем случае – регионов. А ведь есть примеры того, насколько успешным может быть ГЧП! Это и парижский «Диснейленд», обеспечивший экономический рост всей восточной части парижского пригорода; и экокурорты ЮАР, где объекты туристской инфраструктуры в национальных парках созданы на условиях концессии; и агротуризм в Белоруссии. Даже у нас есть прекрасный пример на Курортах Северного Кавказа.

Не секрет, что сегодня за одну и ту же сумму за рубежом можно отдохнуть с большим комфортом, чем у нас. Как же сделать комфортный отдых в России более доступным, а доступный – более комфортным? Реально ли это в ближайшем будущем?

А давайте зададим этот вопрос Министерству транспорта? Так и спросим: когда же, наконец, РЖД и авиакомпании поумерят свои аппетиты и перестанут завышать цены на билеты в пиковые даты? Я наблюдала, как шли продажи на эти майские праздники. Многие из тех, кто собирался отдохнуть в России, были вынуждены пересмотреть свои планы из-за неадекватной стоимости дороги.

Так что выиграли в итоге те, кто выбрал качественный и понятный отдых в отелях Кипра, Италии, Греции, купив за 15-20 тыс. рублей турпакет с перелетом чартером и проживанием в скромных, но приличных «трешках».

Если мы хотим развивать внутренний туризм, нельзя завышать цены в востребованные периоды! И этот вопрос должен регулироваться государством. Иначе недорогой турецкий all inclusive всегда будет самым популярным продуктом. Кстати, какие-то шаги в этом направлении делаются. Только дело порой доходит до маразма. Так, недавно власти и перевозчик договорились о том, чтобы в праздники и пиковые дни увеличивать состав «Ласточки» вдвое. Только сделали это для вечерних поездов. В результате утром пассажиры в «Ласточке» ехали стоя, заплатив за это «удовольствие» почти 600 рублей.

Каковы перспективы развития туризма внутри страны на ближайшие годы?

Сейчас на федеральном уровне действуют две крупные государственные программы: Министерства культуры РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 год и Федерального Агентства «Ростуризм» «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Согласно им, на развитие культуры в 2017 году заложено 98 млрд. руб., из них по подпрограмме «Развитие туризма» на 2017 год — 211 млн. руб. Это примерно 5 млн. рублей на один региональный департамент плюс урезанная федеральная целевая программа на кластерное развитие туризма, которая предполагает привлечение инвестиций на каждый бюджетный рубль и заканчивается в 2018 году. На эти деньги можно разве что напечатать буклеты и принять участие в паре выставок со стендом площадью 10 кв.м.

Потому что самый скромный отельчик «с нуля» стоит от 10-15 млн. рублей, строительство одного километра дороги обходится в сумму от 40 млн. руб. (это, в лучшем случае, одна полоса и без гарантии качества), приличный туристический автобус стоит 200 тыс. евро, а катер — 70 тыс. евро. И заметьте, нужно не просто купить катер, но и восстановить пристани, которыми никто не занимался с советских времён.

Перспективы появятся ровно в тот момент, когда государство перестанет говорить о важности внутреннего туризма и начнёт что-то делать. Прежде всего – выделит соответствующее финансирование на развитие регионального продукта. Ещё один важный момент: ФЦП должны работать, как швейцарские часы, а не по принципу «освой и отвали». А это станет возможно только тогда, когда туризмом на государственном уровне будут управлять не чиновники и деятели от культуры и спорта, а люди из бизнеса. Те, кто мыслит понятиями эффективности и прибыльности, думает о том, как заставить работать каждую копейку, и делает больше, чем говорит.

Татьяна Черникова, генеральный директор Агентства готовых решений, http://a-r-s.pro/