Захарцова Ольга о возможностях раздела бизнеса при разводе

23 января 09:05

Вопросы любого раздела бизнеса довольно сложны и противоречивы, всегда находится множество нюансов для каждой конкретной ситуации. Раздел бизнеса – в целом непростой процесс, даже если в деле не замешано расторжение брака. К примеру, если с акционерными обществами всё более или менее просто, то общества с ограниченной ответственностью зачастую страдают от своей «закрытости». Так, например, если один из участников решит покинуть ООО, ему необходимо будет выплатить действительную стоимость его доли – то есть произведение его доли в процентном соотношении на чистые активы компании по данным бухгалтерского баланса. Зачастую это ставит компанию на грань банкротства.

В ситуации с бизнесом, принадлежащим разводящимся супругам, всё, на первый взгляд, довольно просто – если муж и жена вместе занимались делами компании, развивали бизнес, а затем пришли к решению расторгнуть брак, корпоративное законодательство Российской Федерации предоставляет массу возможностей сделать это. Например, если супруги вместе владеют акциями одного АО (или ПАО), то один из супругов (или оба) может продать свои акции и делать с деньгами всё, что угодно. С другой стороны, можно пойти на реорганизацию общей компании в форме разделения: из одного общего юридического лица сделать два отдельных и продолжать развивать бизнес по отдельности. Однако эти возможности доступны лишь супругам, которые ведут бизнес вместе.

В большинстве случаев происходит по-другому: один из супругов является предпринимателем и развивает свое дело, а второй супруг занимается другими делами. Затем, когда приходит время развода, активы компании, как нажитая во время брака совместная собственность, также подлежит разделу по общим правилам, установленным в главе 7 Семейного кодекса Российской Федерации. Сделать это в принудительном (судебном) порядке крайне затруднительно, в первую очередь, потому, что сами активы компании зачастую невозможно разделить, не доводя её до несостоятельности (банкротства). К примеру, если супруга является единственным участником ООО, а активы компании составляют миллионы рублей, ей придется либо брать супруга «в долю», либо, продав компанию, отдать половину вырученных денег. Активы компании поделить трудно именно потому, что активы – это оборудование, помещения, продукция.

В любом случае разумнее всего будет заключить брачный договор – тем более, закон позволяет сделать это как при заключении брака, так и в любое время, пока он не расторгнут. Если брак уже расторгается, то супруги все равно вправе договориться (это даже презюмируется законом) и заключить соглашение о разделе общего имущества. Путем взаимных уступок и трезвой оценки вклада каждого в семейный бюджет, вполне возможно, удастся достигнуть решения, которое будет удовлетворять обе стороны.

Так, к примеру, при большинстве последних громких бракоразводных процессов супруги, которые не имели отношения к бизнесу, получали денежные компенсации либо недвижимое имущество в обмен на отказ от права претендовать на долю в бизнесе.
Хочется отметить, что в данном плане российское законодательство и отечественная судебная практика являют собой образец благоразумия. В России пока вряд ли возможно повторение английского прецедента, когда бывшая жена получила компенсацию в сумме почти 2 миллиона фунтов стерлингов через 19 лет после развода с мужем. Казус заключается в том, что именно после развода бывший муж британской подданной основал собственный бизнес и заработал более 100 миллионов фунтов стерлингов.

Захарцова Ольга Александровна, адвокат МКА «Профессиональная юридическая помощь»