«Транснефть» через суд пытается остановить строительство в охранной зоне

31 октября 15:18

АО «Транснефть-Верхняя Волга» обратилась в суд с иском к застройщику Ларисе Ивахиной с требованием остановить строительство жилого дома в деревне Соколово Щелковского района Московской области. Дом строится на участке с кадастровым номером 50:14:0040329:997 и попадает в охранную зону кольцевого магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы.
История по-своему удивительная: администрация Щелковского района, по закону о местном самоуправлении обязанная следить за соблюдением законодательства об использовании земли муниципалитета, отказывается выполнять не только законные требования нефтяников об остановке строительства, но игнорирует даже указания правительства области.
Обнаружив начало строительства капитального сооружения в опасной близости от нефтепродуктопровода, по которому в год перекачиваются миллионы тонн бензина, авиационного керосина и дизельного топлива, «Транснефть» обратилась в районную администрацию с требование приостановить строительство. Однако руководство Щелковского района отказалось. «Нарушений охранной зоны нефтепровода не имеется. В случае если правообладатели нефтепровода считают, что в данном случае неверно установлены границы охранной зоны, то им необходимо обратиться в компетентные органы», − ответили на заявления «Транснефти» в администрации района.
Нефтяникам пришлось поднять вопрос на уровне правительства области. В Минэнерго Подмосковья 27 мая нынешнего года состоялось совещание рабочей группы, в протоколе которого, утвержденного заместителем министра Д. Айрапетянцем, отмечалось, что на территории Щелковского района зафиксировано 37 нарушений охранных зон и 42 нарушения зон минимально допустимых расстояний от трубы. Отдельно в протоколе говорится о возведении объекта капитального строительства в деревне Соколово.
Министр энергетики Московской области Леонид Неганов через несколько дней сообщил журналистам через пресс-службу: «Мы дали администрации Щелковского муниципального района соответствующие поручения по приостановке строительства по указанному адресу, а также о строгом выполнении мероприятий дорожных карт по устранению нарушений охранных зон кольцевого магистрального нефтепродуктопровода».
Однако власти Щелковского района проигнорировали указания министра, равно как и требования законодательства. В ответном письме в министерство первый заместитель руководителя администрации района Ирина Иванова написала, что в районе считают «необоснованным предъявление нарушения охранной зоны нефтепродуктопровода арендатору земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040329:997, расположенного в дер. Соколово Щёлковского района». Обоснование изумительно по своей сермяжной непосредственности: «… в результате обследования указанной территории сотрудниками Администрации Щёлковского муниципального района выявлено, что между крайней осью нефтепродуктопровода и границей земельного участка существует канава шириной 5 м, глубиной 2 м и высотой 2 м, что в свою очередь является защитным сооружением». То есть, администрация района считает, что наличие канавы «глубиной и высотой» 2 метра (отметим, что науке неизвестно понятие «высоты канавы») достаточно, чтобы снять претензии к строителям капитального объекта в охранной зоне КМНПП. Они и продолжают свое строительство там, где СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования» его запрещают.
К чести Леонида Неганова он не сдался. В Минэнерго 12 августа 2016 года было проведено еще одно совещание по строительству в охранных зонах КМНПП, в решении которого администрации Щелковского района вновь было предписано принять «действенные меры по приостановке строительства» в деревне Соколово. Срок исполнения – 19.08.16.
Администрация Щелковского района снова проигнорировала требования областного правительства. Строительство продолжается.
Теперь нефтяники обратились в суд. Ответчиком выступает собственник (арендатор на 49 лет) и он же застройщик дома в Соколово. Но у него на руках подписанный районной администрацией документ о долгосрочной аренде земли и более того подписанное разрешение на строительство, в котором нет указаний о запрещении какого-либо строительства. Так что у суда будет полное право привлечь в качестве соответчика и чиновников Щелковского района.
Если посмотреть на дело глубже, то за спорами о стройке стоит вопрос о безопасности людей. Охранные зоны были придуманы не просто так, а на основе опыта борьбы с авариями на трубопроводах, которые иногда все-таки случаются. Если не дай бог из земли забьет фонтан бензина, и не дай бог он загорится, несколько десятков метров охранной зоны могут спасти чьи-то жизни.