Вера клиента – не препятствие для адвоката

19 октября 13:00

О сложностях защиты интересов граждан в суде, несовершенстве практики отечественной Фемиды и правовой грамотности мы побеседовали с известным московским адвокатом Шотой Горгадзе.

– Шота Олегович, в списке выигранных вами дел часто фигурируют громкие фамилии. Расскажите, отличаются методы и стиль защиты интересов «звездных» клиентов от обычных граждан?

– На самом деле я не люблю термин «звездный», если он не относится к области астрологии. Если говорить о «звездности», я бы предпочел использовать термин «публичности» человека. На самом деле с теми же проблемами, с которыми сталкивается обычный человек, чья жизнь не столь интересна широкой публике, рано или поздно сталкивается и человек более узнаваемый. В этом отношении адвокат сродни врачу: когда мы лечим болезнь (в нашем, адвокатском случае болезнь правовую) не имеет никакого значения узнаваемость клиента. Иногда даже это скорее минус, чем плюс, так как приходится комментировать в СМИ ход дела таким образом, чтобы не раскрывать профессиональных секретов. А их у адвоката всегда предостаточно.

– Вы беретесь за любые дела или только за те, которые можете выиграть?

– Я придерживаюсь мнения, что не бывает заведомо проигрышных дел. Бывают недоработки, неправильный подход, который привел к проигрышу. Скажу больше: не всегда видимый проигрыш является таковым. Зачастую проиграв в суде, твой клиент побеждает в глобальном.

Приведу пример: я осуществляю защиту интересов достаточно известной личности –  индусского гуру Кумара Пракаша (Шри Пракаш Джи). Это очень интересный человек, общаясь с которым можно почерпнуть глубокие знания и о традициях и культуре Индии, и об одной из древнейших религий мира индуизме. Так вот, один из телеканалов, а именно НТВ, выпустил откровенно клеветнический сюжет в отношении Кумара Пракаша (Шри Пракаш Джи), не называя его имени по паспорту, а используя его духовное имя Гуру Джи. Сняли скрытой камерой мероприятия в ашраме, показали сюжет со своими комментариями, представив его учеников сектантами, а его самого чуть ли не главой авторитарной секты.

Мы подали исковое заявление в суд, но в суде юрист телеканала вместо того, чтобы доказать свою правоту, в качестве защиты телеканала взяла за основу тезис: «речь шла не о Кумаре Пракаше (Шри Пракаш Джи), а о другом лице». На этом основании суд отказал в нашем иске, но этот видимый проигрыш лично я расцениваю как юридическую и глобальную победу, потому что, кроме как испугавшись справедливого разбирательства, отказаться от своих слов, – на большее этот крупный телеканал федерального уровня не пошел.

– Вы уже давно ведете адвокатскую деятельность. Были ли ранее нападки на вас из-за защиты клиентов?

– Возвращаясь к теме Кумара Пракаша (Шри Пракаш Джи), могу привести пример. Всегда найдутся люди, недовольные той или иной деятельностью. Я понимаю, если от моей работы, мягко говоря, не в восторге представители оппонента в суде. Но когда из-за защиты прав индуса начали нападать различные организации, претендующие на статус религиозных, как то например форум А. Дворкина, я был в недоумении. Религиозные учреждения продемонстрировали совсем не христианское поведение, осудив меня за то, что я защищаю индуса. Замечу, что некоторые псевдорелигиозные деятели считают моего доверителя руководителем секты, не имея на то никаких доказательств. Если вы считаете его руководителем секты, то почему анонимно выступаете на форумах, а не добиваетесь судебного решения по так называемой «секте»? Это остается вопросом. Похоже, риторическим.

– Как вы считаете, допустимы ли в нашей стране осуждения любого специалиста, который работает с выходцем из другого государства?

– Я считаю, что в нашем светском государстве (в котором религия отделена от государственной власти – прим. ред.) каждый имеет право на защиту вне зависимости от своих религиозных убеждений. Я, например, последователь православия и никогда не придерживался традиций индуизма, однако уверен, что иная вера человека – не основание, чтобы отказать ему в юридических, медицинских, образовательных или любых других услугах. В конце концов, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 1953 года еще никто не отменял (смеется – прим. ред.).

– Шота Олегович, мне известно, что у вашего доверителя не одно обращение в суд. Какова причина такого поведения Кумара Пракаша (Шри Пракаш Джи)? Защита деловой репутации?

– Сейчас рассматривается несколько дел, в том числе, и уголовных. Дело в отношении НТВ в ближайшее время будет рассмотрено в Московском городском суде. Как я уже говорил, недавно был показан сюжет на НТВ, в котором рассказали о ритуальных танцах вокруг костра в доме моего доверителя. В ролике о Пракаше говорили как о «самопровозглашенном боге» и намекали, что люди, которые приходят к нему за помощью, находятся в измененном состоянии сознания.

Мы подали иск в суд на НТВ и проиграли, поскольку юрист федерального телеканала отрицал, что ролик был снят о моем доверителе, ведь в сюжете говорилось только о владельце особняка, а имя Кумара Пракаша (Шри Пракаш Джи) ни разу не упоминалось.

В Люблинском районном суде г. Москвы сейчас рассматривается дело, ответчиком по которому выступает администратор при интернет-ресурсе iriney.ru. На форуме этого сайта была создана тема «Мошенник!? ЛЖЕдуховный учитель Шри Пракаш Джи. Истина Любовь Красота», где систематически стали появляться неправдивые отзывы и откровенная клевета в адрес моего доверителя. Участники виртуальной беседы порочат имя не только самого Кумара Пракаша, но и затрагивают его семью.

– Адвокат Горгадзе это своего рода бренд. Насколько доступна возможность обращения к вам «простых смертных». Насколько сложно попасть к вам на прием?

– Мой прямой мобильный телефон уже давно в открытом доступе на моем персональном сайте, поэтому любой интересующийся получением моей консультации может позвонить по нему и поговорить со мной лично. Кроме того, я придерживаюсь максимальной открытости и доступности в сфере своих услуг. Поэтому никаких преград в виде помощников и секретарей при общении с людьми я не создаю. Как минимум консультацию у меня может себе позволить каждый.

Беседовал Сергей Смородинов