Светлана Коваленко: пять секретов графологии помогут составить представление о человеке

16 октября 16:47

Во-первых, способ заполнения листа сравним с тем, как автор занимает свое место в жизни. Тот, кто пишет, согласовывает свой текст с внутренним состоянием, какие идеи к нему приходят и как заполнить данную страницу. Его могут сдерживать границы в четырех направлениях — придерживаться правил полей верхнего, нижнего, левого и правого. Само действие письма подразумевает оценку пространства (площадь листа) и управление временем (ритм мысли и самой записи).

Субъект ведет себя на листе так же, как он ведет себя в жизни. В текущей жизни многие люди занимают свое место. Другие предпочитают оставаться наивными и маленькими. Это состояние отражается и на использовании графического пространства. Оформленные ими письменные послания назойливо занимают всю площадь листа. В другом варианте это может быть уплотнение в центре страницы без использования доступного пространства. В этих образцах мы можем найти все оттенки, которые распределяются от застенчивости до мании величия. Следует только помнить, что каждый графологический критерий обязан быть подтвержденным в нескольких параметрах наблюдения.

Создание параграфов и размещение абзацев, текст с проветриванием – все это обеспечивает ясное понимание послания как для себя, так и для других. Этому обучали всех, но по мере взросления кто-то продолжает соблюдать порядок, а кто-то предпочитает забыть. Данный факт не настолько безобиден. Хотя никто не обязывает, но когда правила соблюдаются, это говорит об умении соблюдать элементарные правила приличий. Это своеобразная марка качества взаимоотношений с получателем послания, который в прочтении следует за ходом вашей идеи (текст, написанный кучно и кашеобразно, трудно понимать). Использование пространства «как угодно», без сомнения, проявляет любовь к свободе, но говорит и о ненадежности в соблюдении принятых соглашений. А в других случаях – это маркер бесцеремонности в отношении к другим.

Во-вторых, человеком с самого рождения управляет два импульса: один побуждает его действовать и идти в неизвестное, другой – останавливает и защищает. Эти две жизненные силы – расширения и сжатия, выхода во внешнее проявление и ухода в себя, ложатся в основу всех наших решений, действий и колебаний. Импульс жизни, который также называют проявлением либидо, – это сила, поддерживающая нас по жизни, и при этом побуждающая действовать, создавать, идти на встречу к другим, перерабатывать полученный опыт.

Мы можем наблюдать данное проявление через образцы свободной записи текста, или в вариантах блокировки и замедления – это индивидуальный и специфический способ каждого проживать свой день и жизнь. Эволюция присуща процессу жизни. Какими бы ни были ценностные мотивации личности, если эта личность не открыта процессу жизни, она регрессирует. Тогда усиливается риск активации невротических процессов, поскольку создается дисбаланс между данной персоной и другими. Мы можем обнаружить в образце почерка закрытые страдания, блокировки, которые были построены на травмах прошлого.
В ходе анализа важно выявить то, что способствует сохранять человеку специфическое равновесие, а не оценивать абстрактно силу порыва и тормоза в жизни. Например, мы имеем текст с наклоном вправо, который может быть интерпретирован как движение вперед, направленность на будущее, но он также включает критерий экстраверсии, горячности и общей напряженности. Тогда это уже характеристика деятельной натуры, которая пытается сдерживать свои порывы, признавая их опасными или слишком импульсивными. Если личность относится с недоверием к себе самой, то этот момент уже будет мешать продвижению и развитию.

В-третьих, нажим, как категория давления – важный элемент в графологическом анализе, ведь он показывает присутствие жизненной энергии, очень индивидуальной для каждого автора. Он может носить сбалансированный или неуравновешенный характер, поэтому данный аспект имеет важное значение: как проявляется данная энергия?

Неравномерный нажим – написание восходящих или нисходящих штрихов с разной силой движения и насыщенности. Это может быть результатом дистонии психофизической энергии, приводящей к последующей дисгармонии и самих жизненных функций. Ведь для того, чтобы наблюдать давление при восходящем движении штриха, должна быть немного более напряжена мышечная пара руки и предплечья, поэтому можно предположить, что при повышенном давлении во время нисходящего движения не происходит расслабления данной пары мышц. Из-за этого возможна физическая перегрузка организма, ведь имеет место недостаток эмоционального и аффективного равновесия. Повышен мозговой контроль. Для гармоничного психического функционирования необходимо в процессе письма иметь более расслабленные по нажиму нисходящие штрихи по отношению к восходящим.

В-четвертых, подпись представляет собой образ личности, но она не дает абсолютной информации. У некоторых авторов их подпись может олицетворять дублера данной личности, у других она является продолжением и хорошо сопоставима с основным текстом, то есть их Я находится в гармонии с собой. Отдельно остановимся на некоторых критериях.

Основные характеристики почерка в тексте сопоставляются с их подписью. Если есть близкое равенство, то оно точно. Если много изменяющихся характеристик, то данная личность предъявляет обществу свою маску.

Если соблюдается конфигурация между именем и фамилией: имя – принятие собственной индивидуальности, фамилия – свое знаковое происхождение.
Расположение подписи на листе: если слева – есть регрессивный момент, в центре – состояние равновесия, справа – оптимизм и прогрессивное движение.
Росчерк в виде подписи, сокращенная и часто неразборчивая подпись, дополнительные элементы в подписи. Если расписывается без росчерка – показывает простоту, моральное мужество, существенная однородность между текстом и подписью. Если субъект расписывается более мелкими буквами – ему очень хочется быть меньше и незаметнее.

И, в-пятых. Миф – каллиграфическим, красивым почерком пишут хорошие, «положительные» и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с недалеким интеллектом (умом) и отрицательными личностными качествами. «Каллиграфы» испытывают большие трудности в адаптации, так как не обладают необходимой для этого гибкостью. Жесткий самоконтроль приводит к накоплению отрицательных эмоций, которые периодически выплескиваются на окружающих, когда «терпение кончилось», либо приобретают застойный характер и проявляются в виде психосоматических расстройств здоровья. Излишний перфекционизм сдерживает их от проявления инициативы, смелости, решительности (они крайне опасаются совершить ошибку, сделать что-то не так, перестраховываются по любому поводу).

Светлана Коваленко
графолог, медицинский психолог
Представитель института графоанализа
Инессы Гольдберг, www.inessa-goldberg.ru