Известный адвокат Станислав Клюев: как обжаловать акты антимонопольных органов

16 октября 16:32

ФАС РФ выполняет серьезный комплекс функций и полномочий: поддерживает здоровую конкуренцию, пресекает монополизм в различных отраслях экономики и бизнеса, производит тщательную проверку федеральных законов и программ федеральных ведомств. Для того чтобы полноценно и качественно осуществлять возложенные на органы ФАС России задачи по охране рыночной конкуренции, антимонопольные органы РФ, территориальные и местные управления, принимают огромное количество официальных ненормативных актов – предписаний и решений. Данные акты главным образом направлены на обеспечение соблюдения субъектами рынка антимонопольного и иного российского законодательства. Таких актов издается, действительно, большое количество, большинство из них направлено на урегулирование срочных и неотложных задач. И издание таких актов, так или иначе, затрагивает права субъектов антимонопольных отношений, а, к сожалению, зачастую и нарушает их. Для того чтобы граждане и юридические лица могли отстаивать свои права, гарантированные им основным законом страны и основополагающими международными принципами права, создан институт защиты данных прав.

В законе есть четкие критерии – нормы, на основании которых мы имеем право оспорить, то есть обжаловать акты антимонопольных органов. Данная норма напрямую содержится в тексте 52 Федерального закона «О защите конкуренции». Существует также специальный порядок для обжалования таких актов.
Для того чтобы оспорить то или иное решение антимонопольного органа, мы можем обращаться как в судебную инстанцию, так и в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Обжалование актов антимонопольного органа в судебной инстанции

В соответствии с нормами нашей Конституцией, каждому из нас гарантируется как право судебной защиты своих прав, так и права для того, чтобы обжаловать те или иные действия органов, нормативные и ненормативные акты. Исходя из смысла данной нормы, нам предоставляется право обжаловать акты, как затрагивающие наши права и интересы, так и нарушающие. Поэтому ФЗ «О защите конкуренции» дублирует данное право и предоставляет нам возможность оспорить акты антимонопольного органа в областном арбитражном суде. Нужно подготовить заявление в соответствии с требованиями арбитражного процессуального законодательства. Нормой установлен срок, в течение которого можно подать соответствующее заявление. Он составляет три месяца со дня принятия обжалуемого акта. Дела данной категории подведомственны только системе арбитражных судов. Если судьи областного арбитражного суда принимают ваше заявление об обжаловании акта к производству арбитражного суда, то тогда исполнение обжалуемого акта приостанавливается до того момента, пока арбитражный суд не вынесет решение по делу, и оно не вступит в законную силу.

Процедура досудебного обжалования актов органов ФАС России

Не все ненормативные решения органов можно обжаловать только в судах. Акты территориальных органов ФАС России можно обжаловать и в вышестоящей инстанции, по отношению к той, которая вынесла этот акт: в коллегиальном органе ФАС. И здесь закон делает некоторую оговорку по поводу сроков обжалования в дальнейшем, уже в арбитражном суде, решения по пересмотру акта. Так, если мы обжалуем решение или предписание данных органов, то затем принятый по делу акт можно будет обжаловать в арбитражном суде в течение одного месяца с момента вынесения и вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа. Конечно, для некоторых антимонопольных споров существует и обязательный досудебный правовой порядок урегулирования, но на практике, в основном, нам предоставляется выбор. Для таких исключительных случаев закон устанавливает специальные требования, например: создание соответствующей апелляционной коллегии ФАС РФ, разработка рекомендаций и требований для подготовки формы и содержания жалобы, определение порядка рассмотрения жалобы, недопустимость поворота к худшему развитию событий и так далее.

Нельзя не сказать о том, что обжалование неправомерных действий любых организаций, граждан и ведомств всегда будет в разы эффективнее в суде. Конечно, обжалование актов антимонопольных органов в вышестоящие органы менее затратно в финансовом плане, а так же имеет упрощенную процедуру подачи таких заявлений (в отличие от судебного порядка, нет никаких специальных критериев к заявлению, как, например, указано в АПК РФ). Но судебную инстанцию в данном случае можно считать более независимым органом, ведь суд – это орган правосудия, а коллегиальный орган федерального антимонопольного органа является составной и неотъемлемой частью ФАС РФ. Поэтому в случае рассмотрения жалобы судом мы можем быть уверенными в том, что данную жалобу рассматривает исключительный и независимый орган, который руководствуется только Конституцией РФ, иными федеральными законами и своим убеждением.
Обжаловать неправомерные акты любых ведомств нужно, так как тем самым мы защищаем свои права, проводим общественный и независимый контроль за деятельностью данных органов, повышаем эффективность работы в сфере принятия тех или иных ненормативных актов. Органы будут совершенствовать технику по их принятию, более детально подходить к их разработке и затрагиванию в таких актах прав и законных интересов организаций, физических и третьих лиц.

Станислав Клюев, адвокат – управляющий партнер Юридического бюро «КЛЮЕВ ГРУПП».