Иванов Вадим: благоустройство столицы повысит ее привлекательность для туристов

08 сентября 08:49

Очевидные кратковременные неудобства на период строительных работ сулят очень серьезные положительные последствия для города, малого бизнеса и самих горожан.

Оценивая мировой опыт комплексного городского благоустройства, можно отметить, что настолько масштабные работы сравнимы с преобразованиями крупнейших мировых центров – Мельбурна, Барселоны, Лондона, Нью-Йорка, Куала-Лумпура. Как правило, любые глобальные преобразования городской среды производятся за счет привлечения частного капитала заинтересованных владельцев объектов и городских территорий. Процесс разработки и согласования происходит долго, кропотливо, малыми шагами, так как помимо прочего, проекты должны быть финансово привлекательными и обеспечивать возврат вложенных средств частных инвесторов. Москве в этом плане повезло больше, единовременно благоустраивается обширная площадь не периферийных, а самых что ни на есть центральных городских территорий, и не в рамках коммерческого проекта с частными инвесторами, а самим городом.

В разработку проектов текущего благоустройства Москвы вовлечено большое количество специалистов, как российских, так и международных бюро и консультантов, что должно обеспечить высокий профессиональный уровень предлагаемых решений. Даже если какие-то решения окажутся спорными или менее эффективными, чем планировалось, с большой долей вероятности их количество будет носить единичный характер, а очевидная необходимость их исправления станет заметна довольно быстро.

Какие последствия принесет для столицы такое масштабное благоустройство городской среды? Обращаясь к мировому опыту, можно говорить о том, что урбанизированные территории, перенесшие серьезную городскую регенерацию, демонстрируют значительные, порой даже удивительные положительные результаты. Пешеходный коэффициент повышается на 40% и выше, снижается транспортная нагрузка, разгружаются городские дороги, снижается объем вредных выбросов в атмосферу, а значит, улучшается экологическая обстановка в городе.

Все эти факторы ведут к тому, что повышается уровень и качество так называемой «уличной торговли». В кафе, магазинах, точках по продаже услуг шаговой доступности объем продаж повышается более чем на 150%. Это является серьезным катализатором для развития местной городской экономики, ведет к быстрому заполнению всех свободных, легко проходимых пространств, формированию нишевого рынка пешеходных услуг. В результате места становятся обитаемыми, приятными для пребывания, повышается уровень их безопасности и престижности. Локально это проявляется в виде повышения ценности, стоимости аренды, ликвидности окружающей застройки, глобально – в росте интереса и туристической привлекательности улицы, района, города.

Например, в Барселоне улучшение городского пространства за счет регенерации промышленных зон и складов, создания сотен парков, площадей и променадов проводится на протяжении последних двадцати лет. За это время уровень посетителей вырос с 1,7 до 7,4 млн человек ежегодно. В Нью-Йорке инвестиции в размере 115 млн долларов в известный проект переустройства старых железнодорожных путей Хай Лайн на Манхеттене принесли 2,1 млрд долларов инвестиций в недвижимость, окружающую застройку нового парка, а также позволили создать 12 000 новых рабочих мест.

Иванов Вадим (Генеральный директор Гиллеспис Россия)
www.gillespies.ru