Проект Федерального закона «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ» – комментарий адвоката Москаленко Евгения

22 июня 18:45

Проектом Федерального закона «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ» в уголовное законодательство РФ вносятся изменения, направленные на противодействие коррупции.

С момента вступления в силу поправок, преступлением будут признаваться случаи передачи денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав не только должностному лицу, но и, по его указанию, третьим лицам. Изменение важное, т.к. ранее при передаче ценностей третьим лицам было проблематично привлечь виновных к уголовной ответственности. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. №24 сказано, что совершение должностным лицом действий заведомо в пользу других лиц не может быть квалифицировано как получение взятки. Теперь эта лазейка устраняется.

В УК РФ вводятся понятия мелкого коммерческого подкупа и мелкого взяточничества, статьи 204.2 и 291.2 УК РФ. Необходимость отделения мелкой взятки от обычной обосновывается тем, что подавляющее большинство уголовных дел по факту подкупа или взятки возбуждалось при сумме менее 10 000 рублей. За получение мелкой взятки следует и более мягкое наказание – до одного года лишения свободы и до трех лет в случае повторного совершения преступления. Учитывая низкую общественную опасность этих деяний, изменения вполне оправданы.

Уточнены и условия освобождения от уголовной ответственности. Новая формулировка позволяет освободить лицо, передавшее предмет взятки, а затем сообщившее о преступлении. Формулировка, существовавшая ранее, могла трактоваться двояко, и не способствовала таким обращениям. Но, увеличения числа обращений в правоохранительные органы все же не произойдет. Положения упомянутого выше Пленума в значительной степени нивелируют усилия депутатов: Верховный суд признает, что предмет взятки не подлежит возврату и обращается в доход государства.

На мой взгляд, это весьма спорное решение ВС РФ. Сложно представить, что кто-нибудь пожелает обратиться в правоохранительные органы, зная, что его ценности достанутся государству. Дело в том, что уголовная ответственность наступает в связи с совершенным преступлением, и если предусмотрено от нее, наступление любых последствий в связи с совершенным преступлением противоречит нормам УК РФ.

Новая статья 204.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе или за обещание посредничества. Схожая норма существует с 2011 г. – ст. 291.1 (Посредничество во взяточничестве) и, насколько мне известно, не работает. Сомнительная инициатива, поскольку наступление ответственности только за обещание противоречит многочисленным нормам общей части УК РФ, понятию преступления и его формам.

Остается и ст. 304 УК РФ (провокация взятки). Минимальные изменения уточняют круг лиц, в отношении которых не допускается провокация взятки. Вызывает удивление, что в условиях борьбы с коррупцией данная статья остается, т.к. именно она не позволяет проводить мероприятия по проверке нерадивых должностных лиц.

В целом, изменения имеют смысл, но не приведут к снижению числа случаев коррупции. Борьба должна проводиться в другом направлении. Менять необходимо закон об оперативно-розыскной деятельности, законы, устанавливающие неприкосновенность судей, прокуроров и иных лиц, не позволяющие проводить в отношении них оперативно-розыскные мероприятия. Пока эти вопросы не будут решены эффективно, чехарда с наказаниями не приведет к уменьшению уровня коррупции в стране.

Адвокат Москаленко Евгений