Российская таможня готовится стать национальным инвестиционным проектом

06 февраля 02:33

В конце прошлого года премьер-министр РФ Михаил Фрадков дал поручение таможенникам подсчитать размер инвестиций, необходимый для повышения эффективности работы. На прошлой неделе первый замглавы ФТС Владимир Шамахов и глава департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Галина Баландина сообщили о том, что для таможенной реформы им потребуется около $3 млрд. на период до 2010 года. При этом таможенники обещают, что, начиная уже с 2008 года, они будет дополнительно перечислять в бюджет по $5 млрд. в год.   

А пока ФТС необходимо оборудовать границы инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), построить полторы сотни автомобильных пунктов пропуска, создать операционный центр для обработки информации, а также единую базу данных мировых цен на товары и пр. 

 

Инвестиции в будущее 

 

Подробнее об этих мерах рассказал руководитель ФТС Александр Жерихов, выступивший с докладом 3 февраля. Среди проблем, снижающих эффективность таможенной службы, он обозначил: высокий уровень коррупции, занижение таможенной стоимости товаров, недостоверное их декларирование, недостаточную подготовленность кадров и низкую эффективность контроля. «Все это результат нерешенности ряда системных проблем, влияющих на эффективность работы таможенных органов», — подчеркнул Жерихов.  

Решать эти проблемы ФТС собирается комплексно. Одним из приоритетных и затратных направлений будет обустройство границы. За четыре года таможня предполагает обеспечить свои органы 72-мя инспекционно-досмотровыми комплексами, с помощью которых таможенники смогут «просвечивать» грузы и убеждаться, что в составах действительно везется кукуруза, а не мобильные телефоны. На эти ИДК таможне необходимо около 13 млрд. рублей, которые, по ее расчетам, окупятся через 1,5 – 2 года. По словам, Жерихова, реализация этого направления позволит сократить недостоверность декларирования ежегодно на 12%.  

Еще около 25 млрд. рублей ФТС необходимо для строительства 149 новых и реконструкцию 37 существующих автомобильных пунктов пропуска. Увеличить пропускную способность границ (на 18 500 автомобилей в сутки) таможня также планирует за счет сокращения количества контрольных органов в режимной зоне в пунктах пропуска до двух — пограничной и таможенной служб.  

Для непрерывного мониторинга всей поступающей информации ФТС собирается создать операционный центр, который будет обрабатывать информацию и принимать решения. А к 2009 году ФТС завершит создание единой базы данных мировых цен на товары и услуги, которые будут постоянно поддерживаться и актуализироваться Федеральной таможенной службой.  

В 2006 году ФТС предполагает начать переход на применение Единого административного документа Европейского Союза, а также создать новую автоматизированную систему контроля таможенного транзита. Такое нововведение позволит однократно заполнять таможенные документы, что сократит вероятность занесения неверных данных и уменьшит время на таможенные формальности.  

Из запрашиваемой суммы 30 млрд. рублей ФТС хочет заложить на борьбу с коррупцией и должностными преступлениями в таможенных органах. Для этого необходима ротация кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также повышение зарплаты таможенников на 25%.  

Как результат — модернизированная служба могла бы дополнительно вливать в государственную казну до 160 млрд. руб. ($5.5 млрд.)  Более того, помимо роста бюджетного дохода, подобные мероприятия смогут обеспечить и макроэкономическую стабильность страны, а также создать дополнительные стимулы для роста российского производства. Осталось дело за малым – чтобы правительство поверило в то, что таможня должна стать национальным инвестиционным проектом, который в течение небольшого времени сможет многократно окупить вложенные в него средства. 

 

Ирина Смородина