Ющенко передумал соблюдать Конституцию

30 января 14:03

Как известно, важнейшим фактором политической жизни Украины стало вступление в силу поправок к Конституции, ставящих правительство под реальный контроль Верховной Рады. В полном соответствии с ними, 10 января парламент отправил в отставку Кабинет министров под руководством премьера Юрия Еханурова.     

С самого начала президентская сторона взяла курс на жесткое непринятие новой реальности – ослабление эксклюзивных полномочий президента руководить исполнительной властью. Начали раздаваться голоса о необходимости «введения прямого президентского правления», а фактически – государственного переворота, поскольку законодательно такая процедура нигде на Украине не предусмотрена.     

Ющенко, правда, на такие меры все же не пошел, так как его рейтинг уже давно упал ниже 20%. Однако объявил о намерении провести референдум с целью отмены реформы.   

В этом вопросе против него выступили даже ближайшие союзники, например, лидер соцпартии Александр Мороз, заявивший, что «никому не позволит провести такой референдум и вернуть страну к авторитаризму», и призвавший президента официально признать реформу. Юлия Тимошенко, также ностальгически вспомнив, что «единственная была против поправок к Конституции в декабре 2004 года», подытожила: «ныне отменить политреформу уже нереально». А в интернет-чате «Украинской правды» она же с нескрываемым торжеством заметила, что «ныне должность главы государства приравнивается по полномочиям к таковым у главы «ГлавКиевАрхитектуры». Что и определяет настойчивое стремление Юлии Владимировны занять кресло премьера после мартовских выборов.    

Под давлением практически всех крупных политических сил, за исключением пропрезидентского «Народного Союза Наша Украина», Ющенко вынужден был пойти на смягчение своей жесткой позиции по политреформе.     

– Как президент Украины, для которого закон превыше всего, я признаю, что с 1 января 2006 года, согласно решению Верховной Рады, в стране действует обновленная Конституция. Но я не считаю ее идеальной. Реформа Конституции состоялась без участия общины, поэтому общество должно сказать свое слово относительно конституционных изменений, – заявил он в телеобращении 23 января.  

 

Слово и дело

 

          Однако дальнейшие события показали, что слова президента пока никак не подтверждаются реальными делами. Пробным камнем стал вопрос об увольнении двух министров – топлива и энергетики И. Плачкова и юстиции С. Головатого, а также главы «Нафтогаза» А. Ивченко. Так, накануне закрытия очередной сессии Верховная Рада проголосовала за их отставку – уже с должности исполняющих обязанности, что по закону, должно было привести к их немедленному увольнению.   

         Интересно, что сразу после этого решения парламента, как бы решившего не настаивать на увольнении всех министров без исключения, Ющенко вроде пошел депутатам навстречу.  

       – Президент признает принятое в четверг постановление парламента об увольнении министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, министра юстиции Сергея Головатого и выражении недоверия руководителю НАК «Нафтогаз Украины» Алексею Ивченко, кроме ряда пунктов, – сообщил 20 января заместитель госсекретаря Анатолий Матвиенко.  

       Из дальнейших разъяснений Матвиенко можно было бы заключить, что несогласие касается, в основном, процедурных вопросов, но не существа дела. Потом последовало и цитированное выше заверение главы государства в «законопослушности и исполнении политреформы».  

      Однако уже 23 января, как раз в день, когда президент клялся исполнять политреформу, тот же Матвиенко показал, что «процедурные вопросы», упомянутые им, отнюдь не расцениваются властью, как что-то несущественное.    

     – Поскольку первое решение (об отставке правительства) было неконституционным, то увольнять исполняющего обязанности (которого нет) является повторением той же ошибки, которая была допущена 10 января.  

        После чего, с нескрываемой иронией добавил, что «в остальном президент признает постановление парламента». То есть во всем, кроме главной сути решения высшего законодательного органа страны – об увольнении проштрафившихся чиновников.  

        Следующей «пощечиной» Верховной Раде стало официальное поручение Головатому готовить законопроект о внесении изменений к Конституции с учетом выводов Венецианской комиссии и пункта 14 резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 октября 2005 года, запланированного к внесению на рассмотрение уже нового парламента в апреле 2006 года.   

 

 Политические игры и газ  

 

          Но если отечественные парламентарии пока еще никак не отреагировали на такой президентский финт с уволенным министром юстиции, то дела с энергетиками Плачковым и Ивченко обстоят куда хуже, потому как им предстоит подписывать важнейший для Украины газовый договор с Россией. И если «оранжевый» министр иностранных дел Тарасюк бодро утверждает, что в мире «никто серьезно не воспринимает того, что якобы произошла отставка правительства в Украине», то в Москве на этот счет может быть и иное мнение. Недаром ушедший в отставку в знак несогласия с газовой политикой Москвы экономический советник Путина Андрей Илларионов сделал, как кажется, буквально фрейдовскую оговорку, назвав подписанные в Москве газовые соглашения «филькиной грамотой».     

Ну, как россиянам знать – не будет ли использована подпись отставленного министра Плачкова под детальным соглашением теми же украинскими политиками, если им что-то не понравится в дальнейшем? Ведь со стороны Верховной Рады уже не раз звучали призывы к отмене договора между «Нафтогазом» и «Газпромом» как «противоречащих национальным интересам Украины». Так стоит ли вообще подписывать такой договор, и не  этими ли опасениями вызван постоянный перенос дня его заключения?     

Косвенно такую возможность подтвердил и заместитель госсекретаря Маркиян Лубкивский, сказавший,  что «решение Верховной Рады об отставке правительства Юрия Еханурова негативно повлияло на международный имидж Украины».     

На самом деле, негативный имидж страны определяется как раз нежеланием Ющенко исполнять Конституцию и собственные обещания в отношении уволенных, а значит, по определению, лишенных авторитета чиновников. Но похоже, даже возможный ущерб коренным экономическим интересам Украины не перевешивает постоянное желание ее «оранжевого» лидера доказать парламенту, кто в стране главный.   

 

Юрий Семаков