Оранжисты празднуют день Соборности и делят власть

23 января 10:30

Скромность, демократичность и соборность 

 

Накануне в субботнем радиообращении Ющенко заявил: «Мы должны продемонстрировать обществу, что для нас есть ценности, которые выше предвыборных баталий. Давайте вместе отметим День Соединения, дадим сигнал обществу, что украинцы умеют делать уроки из собственной истории».  

Основным уроком, как стало ясно чуть дальше, стало желание украинского лидера в лучших «держимордовских» традициях – «держать и не пущать». Что касалось, в первую очередь, тех граждан Украины, которые, устав от радикально-прозападной, ультранационалистической и просто экономически несостоятельной политики официального Киева, хотят большей самостоятельности в решении своей судьбы. В их адрес Виктор Андреевич пригрозил, что «не допустит спекуляций вокруг сепаратизма и федерализма». Также Ющенко решил «указать место» жителям не слишком дружественно настроенного к нему Юго-Востока Украины.  

            — Мой народ прошел испытание на крепость. <…> Украину уже никогда не развести со свободой, не разъединить в раздоре на «восточников» и «западников». Киев — сердце Украины, Запад — это ее совесть, а локомотивом Украины называют Юг и Восток, где сосредоточены наибольшие индустриальные гиганты, — сказал президент.  

Другими словами, за населением регионов, дающих максимальный доход в госбюджет, устами  главы государства  закрепляется роль «локомотива», а фактически – «рабочей лошадки», «направлять» которую будет «ум, честь и совесть» Украины – Галичина с Киевом.  

Хотя, по большому счету, ничего нового Ющенко не сказал: засилие «национально-ориентированных» рекрутов из западных областей в местных администрациях по всей Украине имеет место уже с начала 2005 года. Разве что, относительно новым является словосочетание «мой народ», которое больше подходит   самодержцу, нежели демократически избранному главе государства. Но это опять же вписывается в намерения президента вернуть себе «государевы» полномочия, отменив политреформу. Так что в непоследовательности его обвинить трудно. 

 

Плохому танцору ноги мешают 

 

           Еще одним тезисом Ющенко стала жалоба на политиков: «Наш народ сдал свой экзамен на демократию. К сожалению, его все еще не сдала украинская политическая элита, которая сегодня тратит время на распри и предвыборные войны».  

Тем не менее, президент сделал великодушный жест – пригласил на юбилейные торжества в Дом Учителя все политические силы, включая оппозиционные. И даже дружески пожал руку спикеру Верховной Рады Литвину.  

При этом, правда, Виктор Андреевич не удостоил своим вниманием даму – бывшую ближайшую соратницу Юлию Тимошенко. Но та, проявил в ответ истинно рыцарские чувства, ничуть не обиделась и заявила, что отныне «их отношения с президентом будут только теплеть». В тоже время, намеков на смягчение своей радикально-антиправительственной позиции по газовым соглашениям, которые она рассматривает как «предательство национальных интересов»,  леди Ю не высказала. 

 

Красивый жест железной леди 

 

Вместо этого заместитель Тимошенко по партии Николай Томенко, выступая на праздничных торжествах в Фастове (небольшой город вблизи Киева), обнародовал очередное «предложение о мире», направленное в адрес пропрезидентской «Нашей Украины» и социалистов.  

В первой части документа, который предлагается подписать, «будут изложены принципы, которые и объединили нас на Майдане: это борьба с коррупцией, возвращение народу незаконно отобранных предприятий, восстановление свободы слова и социальной справедливости», — сказал Томенко.  

Вторая часть будет касаться «отказа от грязных избирательных технологий». Видимо, «Блоку Юлии Тимошенко» и, в частности, Юлии Тимошенко не нравится обвинения ее со стороны НСНУ («Народный Союз «Наша Украина») в том, что «газовая принцесса» является агентом Москвы. Об этом с удовольствием поведала проющенковская газета «Украина молода», опубликовав интервью с депутатом Госдумы России Стариковым, однопартийцем экс-премьера Касьянова. Стариков рассказал о неких «закулисных договоренностях Юлии Владимировны с Владимиром Путиным, чтобы она работала против Ющенко и представляла некоторые интересы Кремля». По мысли российского депутата, Путин мечтает иметь в Украине такого премьера как Тимошенко, чтобы его «теребить за ниточки из Кремля». В ответ Юлия Владимировна подала на газету в суд.  Но что, конечно, не помешает ей красиво протянуть руку дружбы своим «заклятым товарищам». Ведь имидж миротворца леди Ю не помешает. В конечном счете, она сможет всегда сказать, что,  дескать, «я к ним с открытой душой – а они…». 

 

Два украинца – три гетмана 

 

Третья часть предложенного Блоком Тимошенко документа будет касаться самого важного – раздела «портфелей», то есть кому становиться «гетманом», кому –  «кошевым атаманом», а кому — просто «полковником».  

— Участники настоящего соглашения обязуются сформировать парламентское большинство в Верховной Раде нового созыва на основе оранжевых сил. При этом сила, которая наберет наибольшее количество голосов на выборах, будет иметь право возглавить Кабинет Министров, — подытожил Николай Томенко.  

А ведь вопрос о том, кто из «оранжевых» наберет больше всего голосов, является нерешенным лишь для пропрезидентских социологов, упорно ставящих на первое место НСНУ (перед «Блоком Тимошенко»). Для остальных лидерство Юлии Владимировны среди «партий Майдана» сомнения не вызывает. Стало быть, соглашение однозначно требует отдать будущее место премьера именно леди Ю.  

Самое интересное, что среди претендентов на «гетманскую булаву» (не формальную, а реальную, по объему властных полномочий) числится и лидер социалистов Александр Мороз. Выступая в субботу, он заявил, что будущая оранжевая «коалиция будет тем прочнее, чем крупнее и сильнее будет фракция социалистов… Если сложится такая схема, то у меня опыта достаточно», — сказал он, имея в виду планы на должность спикера.  

Каким образом смогут объединиться в одной коалиции столь амбициозные политики, как Ющенко, Тимошенко и Мороз  – вопрос квадратуры круга. Точно так же, как и считать «соборность» — объединение Украины — свершившимся фактом. Впрочем, реализм и прагматизм никогда не был сильной чертой Виктора Андреевича, живущего в мире абстрактных схем и идей.  

 

Николай Семенов