Ющенко ушел под лед

21 января 17:53

Как уже сообщали «Национальные Интересы», на заседании украинского  парламента 19 и 20 января планировался приход президента Ющенко для совместного поиска компромисса в возникшем политическом кризисе. Суть кризиса состояла в том, что президент категорически отверг легитимность принятого Верховной Радой 10 января решения об отставке правительства. 

 

Атака президента 

 

          По-видимому, согласие большинства депутатов на возможность коррекции спорного постановления было воспринято главой государства как слабость Рады и готовность капитулировать перед натиском президента. Поэтому позиция исполнительной власти была озвучена в ультимативных тонах.  

           «То, что касается предложения провести общую встречу в Верховной Раде 19 января в формате президент – ВР (Верховная Рада – прим. авт.)– правительство – СНБО (Совет по Национальной безопасности и обороне – прим. авт.), то оно поддерживается, но при одном условии: это не должен быть бесплодный разговор, взаимные обвинения, и результатом такой встречи обязательно должно быть решение, как минимум, двух вопросов: принятия присяги судей КС и восстановление деятельности Конституционного Суда, и отмена постановления Верховной Рады от 10 января этого года по так называемой «отставке правительства», которое противоречит в том числе нашим общегосударственным стратегическим интересам», – заявил секретарь Совета безопасности Анатолий Кинах накануне заседания.  

 

Депутаты не испугались 

 

        Однако последующие события показали, что народные избранники отнюдь не деморализованы. 19 января лидер объединенных социал-демократов Леонид Кравчук оценил предложение Ющенко, как «ультиматум»  и с нескрываемым сарказмом высказался по существу: «Нам надо встать на колена, помолиться, обратиться к Ющенко “Извините, отец, мы ошиблись” и бдить каждое его слово».  

           На покаяние не были настроены и более умеренные парламентские  фракции. Так, спикер Верховной Рады Владимир Литвин выразил возмущение тем фактом, что Анатолий Кинах озвучил свои предложения, как консолидированное решение СНБО. В то время, как часть его участников, в том числе и сам Литвин, под ним не подписывались.  

          Как выяснилось во второй половине дня 19 января, глава Верховной Рады  сам предложил президенту не приходить в парламент, поскольку «в первый день там будут лишь эмоции». Вместо похода в высший законодательный орган страны Ющенко решил искупаться в проруби. По всей видимости, не только ради участия в обряде  праздника Крещения, но и для демонстрации крепости своего здоровья, по поводу которого после так называемого отравления циркулировали неутешительные слухи.  

        Депутаты же тем временем оставили долгие дискуссии и приняли несколько важных постановлений. Одним из них стало решение о признании газовых соглашений между Россией и Украиной «противоречащими национальным интересам» и повторной отставке министров топлива и энергетики (вместе с главой «Нафтогаза») и юстиции. Заодно было проголосовано постановление о моратории на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги до тех пор, пока минимальная зарплата украинцев не будет приведена к прожиточному минимуму, что, безусловно, придаст больший авторитет народным избранникам в их противостоянии с правительством.  

 

А судьи кто? 

 

       Частые заседания согласительных советов фракций по основному требованию Ющенко  – избранию новых членов Конституционного суда – также ни к чему не привели. Как сообщил член Политсовета «Нашей Украины» Борис Беспалый, «есть часть фракций, которые сказали, что не будет вам Конституционного суда. Они заявили, что готовы вплоть до драки действовать, чтобы не были приведены к присяге судьи». 

        Похоже, что слова Беспалого не являются преувеличением. Ведь даже союзник Ющенко, лидер социалистов Александр Мороз, выступил, фактически, против президента. «Это решение (по отставке Кабмина – прим. авт.) неразумно, но оно принято. И Верховная Рада может или отменить постановление, или перенести момент вступления его в действие. Я бы советовал президенту выступить по телевидению и заявить: «Я признаю Конституцию в новой редакции, я являюсь ее гарантом и призываю всех ею руководствоваться».

       Насчет необходимости избрания Конституционного суда глава СПУ ("Социалистическая партия Украины" – прим. авт.) был настроен крайне скептически. «Действительно, по формальным признакам это нужно сделать, но предыдущим решением КС себя уже скомпрометировал (когда КС разрешил Кучме баллотироваться на третий президентский срок). Разве отсутствие КС как-то угрожает государству? Выполнению бюджета или газовым договоренностям? Нет! Он нужен только для одного вопроса: Конституционный суд будет использоваться теми, кто будет требовать дезавуирования изменений в Конституцию», – добавил Александр Мороз. 

 

Ющенко дал задний ход 

 

     После такого разворота событий президент решил несколько смягчить прежнюю непоколебимость своей позиции. 20 января заместитель госсекретаря Анатолий Матвиенко сделал важное заявление от имени главы государства. «Закрывать глаза на решения парламента – это зарывать голову в песок», – сказал он.  

          Замгоссекретаря сообщил и о планах Ющенко, правда, без конкретизации. «Думаю, в первые дни следующей недели президент примет адекватное решение в рамках своих полномочий. Думаю, у президента остаются несколько конституционных шагов, которые мы будем знать в ближайшее время». Отрадно, что уже в этих заявлениях членов президентской команды не звучало намека на некие жесткие шаги, такие как введение «прямого президентского правления» – тема, которая так усиленно муссировалась президентом в первые дни кризиса.  

         Но едва ли не сенсационным сдвигом в позиции Ющенко стало его согласие прислушаться, наконец, к мнению Верховной Рады по вопросам исполнительной власти, как того требуют поправки в Конституцию, вступившие в силу в 1 января.  

        – Президент признает принятое в четверг постановление парламента об увольнении министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, министра юстиции Сергея Головатого и выражении недоверия руководителю НАК "Нафтогаз Украины" Алексею Ивченко, кроме ряда пунктов. Он поручил разработать способ реализации этого постановления за исключением этих пунктов, – заявил Анатолий Матвиенко.  

        Итогом этой «примирительной кампании» стал разъезд членов парламента на каникулы для работы в избирательных округах. Хотя еще несколько дней назад раздавались голоса о необходимости продолжения работы, чтобы помешать президенту в принятии неконституционных шагов. 

     

    Конечно, существует вероятность того, что уступчивость президента может быть очередной уловкой с целью усыпить бдительность  парламентской оппозиции и дождаться перерыва в работе Рады для осуществления жестких мер. Однако гораздо более вероятным является то, что Ющенко, с учетом своего низкого рейтинга в глазах населения и  давления союзников (того же Мороза), и вправду решил временно смириться с политреформой. Хотя бы в некоторых пунктах. Впрочем, учитывая его авторитарные наклонности под видом «борьбы за демократию», можно не сомневаться в том, что при первом удобном случае Ющенко вновь попытается вернуть страну к прежней «президентской модели». 

 

Юрий Семаков