Союз России и Лукашенко

20 января 21:08

 

     Союз России и Белоруссии уже кажется нереальным. Планы по созданию единой валюты отложены в долгий ящик. Борис Грызлов, открывая 19 января заседание комиссии Парламентского собрания по подготовке проекта Конституционного акта, сообщил, что в ближайшее время Путин и Лукашенко так и не выйдут на итоговое согласование Конституционного акта. Между экспертами обеих сторон возникла очередная порция разногласий. 

 

     С другой стороны, о каких разногласиях может идти речь, если до сих пор не ясен даже формат возможного союза. На днях Лукашенко заявил, что вхождение Белоруссии в состав России не рассматривается. При этом он уже в течение нескольких лет не говорит о приемлемой для Белоруссии форме реальной интеграции. 

 

       Складывается впечатление, что со стороны Лукашенко происходит простая затяжка времени, и эта затяжка длится больше десяти лет. За это время в Белоруссии сменилось целое поколение людей, искренне ностальгирующих по  временам единого государства, и выросло новое молодое поколение, которое совсем не горит желанием служить в российских горячих точках и принимать на себя все те проблемы, с которыми сталкивается большое и далеко не самое благополучное государство в Европе.  

 

На очереди новые грабли  

 

      Все это невольно напоминает ситуацию с Кучмой, который, приезжая в Москву, любил поговорить о братских отношениях в обмен на газ и нефть. В результате за время правления Кучмы российское и украинское государства продолжали стремительно отдаляться друг друга, что в конечном итоге и привело к бракоразводному процессу между Россией и Украиной под названием «оранжевая» революция. 

 

      В недавно опубликованном докладе МВФ, в котором специалисты пытались проанализировать «белорусское экономическое чудо» и высокий рост ВВП (по разным оценкам от 7.5 % до 11 % годовых за 2005 г.), говорится о том, что главным стимулом экономического роста в Белоруссии являются практически бесплатные российские энергоресурсы. В ситуации, когда Белоруссия покупает нефть и газ фактически в 2-3 раза дешевле, чем соседние с ней страны Балтии, экономика Белоруссии получает ничем не мотивируемое конкурентное преимущество. В итоге дотационная российская нефть после обработки на белорусских нефтеперерабатывающих заводах идет на экспорт уже по рыночным европейским ценам. Благодаря этому и относительной дешевизне белорусской рабочей силы, экономика страны остается не только наплаву, но и показывает внушительные результаты. При этом о грандиозных заслугах колхозника-экономиста Лукашенко можно узнать чуть ли ни из всех программ белорусских телеканалов.  

 

      Но что пятнадцать лет обнимания с Лукашенко дали самой России?

      Заявления Лукашенко в стиле антиНАТО, конечно, греют душу российской политической элите и генералитету. Но антиамериканизм Лукашенко является лишь следствием того, что его как лидера не воспринимают ни в Европе, ни в Америке. И уж конечно,  в этих странах его никто не ждет и ждать не будет.

       Таможенный Союз, конечно, дело неплохое. Но почему тогда европейские транспортные компании стараются так избежать транзита через Белоруссию? Ответ прост: дабы не стать жертвами поборов со стороны белорусских таможенных структур. 

 

       Российскому среднему и малому бизнесу двери в Белоруссии по-прежнему закрыты. К тому же, беспошлинный экспорт белорусских товаров в Россию лишь выбивает с рынка отечественных производителей. 

 

        Пожалуй, от низких цен на газ выиграл лишь Газпром, получив в собственность газотранспортную систему западного соседа, и та часть российских и белорусских «чиновников-бизесменов», которые получают в результате «серых» нефтегазовых схем многомиллионные сверхприбыли, идущие, конечно, в собственный карман.

 

        Недавний газовый кризис в Украине показал, что переход России на рыночную цену на энергоносители не только не отвернул от РФ украинскую политическую и бизнес-элиту страны, но и в краткосрочной перспективе еще больше ее привязал.

         Если до недавнего кризиса Ющенко, прикрываясь щитом Госдепа и Страсбурга, мог отмахиваться от того, чтобы учитывать в своей политике интересы России, то давление, которое сейчас оказывает на Ющенко крупный украинский бизнес, поставленный сегодня на грань выживания, игнорировать ему будет невозможно. И недавняя отставка правительства парламентом тому есть лишнее подтверждение. В Верховной Раде на прошлой неделе произошел не бунт идеологических партий (которых сегодня в Верховной Раде за исключением коммунистов-то и нет) или ситуативной коалиции политических сил, а произошел бунт олигархов с мандатами, которых в Раде около трехсот. 

 

         В ситуации с Белоруссией страхом перед недовольством магнатов должен стать страх Лукашенко потерять экономический рост страны, доверие избирателей, а главное — поддержку России.

         России же пора осознать, что период привязки РФ к Белоруссии уже состоялся. Как говорится, барашка откормили, пора уже его брать за выросшие рога. 

         Сейчас, конечно, нет сомнений, что Лукашенко победит на предстоящих президентских выборах. Поэтому у России есть еще четыре года, чтобы максимально прагматично поставить перед Лукашенко вопрос о судьбе Союзного государства.  

 

Серж Мороз, автор книги «Русечер. Россия: взгляд со стороны Запада»