Встреча Путина и Ющенко все-таки состоялась

12 января 12:19

    Встречи Путина и Ющенко ждали давно. Если не считать коротких телефонных  разговоров, то президенты последний раз общались лично аж в августе прошлого года на саммите СНГ в Казани. И это несмотря на то, что на протяжении всех последних лет встречи российского и украинского президентов проходили чуть ли не каждый месяц и по своему количеству даже превышали встречи Путина с его немецким другом и сегодня экс-канцлером Герхардом Шредером.  

    Запланированный визит Путина в Украину в ноябре 2005 г. был отменен. В воздухе после газового кризиса висело напряжение. Да и в самой Астане до самого последнего момента были большие сомнения, что Путин и Ющенко проведут совместную встречу. Ведь начало инаугурации Назарбаева показало, что там все могло закончиться протокольным пожатием рук. Ющенко, несмотря на то, что он для такого случая отказался от своих фирменных оранжевых галстуков, был посажен вместе с президентом Грузии Михаилом Саакашвили и представителями ОБСЕ поодаль от российского президента. Казалось, что на фоне острейшего внутриполитического кризиса в Украине и отставки парламентом кабинета министров, Путин воспользуется ситуацией и либо встречи как таковой не произойдет, либо будут даны нелицеприятные оценки действиям украинского руководства.    

       Но встреча состоялась, и она была на удивление теплой. Ющенко поблагодарил Путина за конструктивный подход в разрешении газовых проблем. «Я убежден, что после достаточно драматических событий двум сторонам удалось найти взаимоприемлемое решение, которое устраивает и украинскую и российскую стороны», — сказал он. В ответ на это Владимир Путин констатировал, что, к сожалению, российско-украинские   отношения «развивались не так эффективно, как могли бы, <…> но мы едины во мнении, что соглашение, подписанное 4 января 2006 года по газовой проблематике, полностью отвечает принципам рыночной экономики». При этом Путин подчеркнул, что ему «очень приятно констатировать, что за многие годы отношений с Украиной мы имеем теперь в Киеве людей, которые делают то, что они говорят».    

 

       На вопрос о возможном пересмотре газовых соглашений в силу их невыгодности для Украины, Ющенко заверил, что «Украина не нарушит ни одной буквы своих договоренностей ни перед Россией, ни перед своими партнерами». При этом удивительно, но факт – из уст украинского президента прозвучало следующее: «У нас сегодня прекрасная фаза для двусторонних отношений. Мы переходим действительно на принципы личной дружбы, которая дает нам возможность говорить о прекрасных перспективах наших отношений. Я, к счастью, могу говорить только положительно, потому что я верю в те слова, в те договоренности, которых мы достигли, в том числе и сегодня. Это серьезные слова».  

 

   «Договоренности, которые были достигнуты» между Путиным и Ющенко, дали повод гадать о том, не изменил ли Кремль своей точке зрения в отношении украинской власти и вообще, следовало ли Путину на фоне ослабления внутриполитических позиций Ющенко оказывать ему такого рода поддержку. Не лучше ли было бы продолжить «добивать» рейтинг Ющенко демонстративным невниманием к антироссийской украинской власти?  

  Анализируя  вчерашнюю встречу и ту обстановку, в которой она проходила, надо признать, что на самом деле все было сделано правильно. Слова Путина о найденных компромиссах предупредили дальнейший рост националистических настроений в Украине, которые в последнее время поднимали рейтинг Ющенко и его партии «Наша Украина». К тому же, как свидетельствуют последние социологические опросы, жесткая позиция Кремля в газовом вопросе привела к росту настороженности к России, причем со стороны традиционного пророссийского Востока и Юга Украины. Часть населения восприняли  действия России по газу, как шантаж или ультиматум. Примерно с таким же непониманием отнеслись к России украинцы полтора года назад, когда между Москвой  и Киевом возник кризис с косой Тузла. Поэтому вчерашние слова Путина перекрыли путь для дальнейшего нагнетания антироссийских настроений в Украине. 

    К тому же шаг Путина навстречу Ющенко не дал дополнительного шанса представителям США и ЕС обвинить Россию в давлении на Украину и возрождении имперской политики.

    Что касается газового вопроса, то Россию на самом деле вполне устроили те параметры газовых договоренностей, которые были недавно достигнуты между Газпромом и Нафтогазом. Россия перешла на рыночные цены и рыночные подходы во взаиморасчетах с возможностью поднимать цену на газ уже во втором полугодии 2006 года. При этом, как не парадоксально, Украина стала намного более зависима от России, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

    Не секрет, что финансовую поддержку Ющенко осуществляли в том числе и украинские олигархи с восточных, промышленно развитых регионов Украины, которые надеялись на большие преференции своему бизнесу. Осенью 2005 г. Ющенко наладил отношения и с главным противостоящим ему олигархом — Ринатом Ахметовым. Таким образом, крупный промышленный бизнес, получив гарантии неприкосновенности своего существования, находился либо в скрытой оппозиции к действующей власти, либо был нейтральным. Сейчас после подписания действительно невыгодного для Украины газового соглашения с Россией, их предприятия поставлены на грань банкротства. Поэтому теперь позиция крупного украинского бизнеса будет однозначной.  Они будут видеть в Януковиче единственного человека, который сможет наладить нормальные отношения с Россией. Что будет немаловажным фактором на предстоящих парламентских выборах. 

  

     Вместе с тем совершенно неоправданно говорить о какой-либо победе российской позиции в отношении Украины. Как не печально это осознавать Россия за последний год не сделала в Украине ровным счетом ничего, чтобы исправить те ошибки, которые были допущены раньше. У России нет до сих пор четкой внешнеполитической стратегии, Москва не может определить свои национальные интересы, которые зачастую подменяются интересами отдельных российских бизнесменов. В Киеве продолжает бездействовать российское посольство.

      К тому же в том, что полностью провалилась «оранжевая» команда, нет абсолютно никакой «заслуги» России. За нее все сделали сначала сегодняшний экс-премьер Тимошенко, а затем полная некомпетентность самого Ющенко и его команды. Если бы алчность окружения украинского президента, политические интриги и непрофессионализм его команды не пересилили здравый рассудок, то в Украине была бы сохранена та эффективная экономическая модель, которая досталась в наследство Ющенко. И тогда ВВП Украины, даже с учетом падения мировых цен на металл, сократился бы не в четыре с лишним раза (до сегодняшних 2.5 %), а в два раза и составлял бы сегодня вполне приличные 6%.

    Тогда бы ситуация виделась в совершенно другом ракурсе. Провалы «оранжевой» власти были бы уже совсем не так очевидны, а перспективы активного распространения «оранжевой» волны по странам СНГ не так безосновательны. Кремлю бы пришлось направлять силы на «спасение» Белоруссии от революции, ситуация в Центральной Азии не была бы столь однозначной, да и в самой России нашлось бы немало сторонников революционных перемен. 

 

     Почти шесть лет президентства В. Путина показали, что он как президент способен осуществить прорыв России во внешней политике, но такие прорывы необходимо закреплять. В ситуации, когда российский МИД не в состоянии закрепить успехи российского президента, Россия в конечном итоге все равно будет обречена на проигрыш европейской внешнеполитической бюрократии или отлаженным дипломатическим структурам США. Эта же ситуация характерна и для украинского направления. Без создания основательной базы эффективных внешнеполитических механизмов России на Украине, большинство усилий российского президента будут снивелированы. 

 

Морозов Сергей