Кто победил в газовой войне

05 января 10:45

.

            Украина  

. 

Одним из первых на этот счет высказался глава Нафтогаза Украины Алексей Ивченко: «Россия испытывала нас на прочность, проверяла, на какие условия нас можно толкнуть. Но справедливость победила и мы заключили все соглашения на выгодных для Украины условиях. Россия согласилась на наши условия, потому что правда была на нашей стороне». 

Эйфорию главного киевского газовика можно понять. После стольких безрезультатных  поездок украинских делегаций в Москву, подписанное соглашение представляется ему едва ли не капитуляцией со стороны России. 

В похожем ключе выдержано и заявление руководства пропрезидентского блока «Народный Союз Наша Украина». «Украина продемонстрировала миру готовность отстаивать свои собственные интересы, противодействовать политическому и экономическому давлению и шантажу. Этому оказывало содействие и поддержка действий новой власти большей частью украинского общества», — говорится в заявлении. 

Несколько более сдержанную реакцию высказал президент Украины. Согласно сообщению его пресс-службы, Ющенко «подчеркнул, что именно Украина выступила за отмену бартерных схем в оплате за транзит и либерализацию цены на газ по прозрачной, понятной формуле, европейской модели». А также констатировал, что «украинская экономика вполне готова к новым условиям рынка». 

Но, пожалуй, главную заслугу и Ющенко, и премьер-министр Украины Ехануров видят в том, что Украина выполнила «все международные обязательства относительно транзита российского топлива в европейские страны».  

.

Запад  

.

Похоже, именно этим последним пунктом наиболее удовлетворены и страны Западной Европы. «ЕС приветствует тот факт, что стороны приняли во внимание важность той роли, которую они играют для Европейского Союза как безопасные и долгосрочные поставщики природного газа в ЕС», — говорится в заявлении видных членов Еврокомиссии. 

 

           При этом намного более сдержанной является реакция США. Основным содержанием оценок американских политологов является плохо скрываемое разочарование. Один из них, Пол Говелл, отметил, что «лишь будущее покажет, кто выиграл от российско-украинских соглашений по газу» и призвал более критично относится к России как к поставщику энергетических ресурсов и члену «Большой восьмерки».  

.

           Россия  

.

           Интересно, что Москва также весьма положительно оценивает итоги газовых переговоров. Что косвенно, но весьма убедительно доказывает не слишком большую обоснованность комментариев о ее «капитуляции» и «безоговорочной победе Украины». 

Первым поздравил Газпром и Украину Владимир Путин.  «Уверен, что разрешение непростого вопроса в газовой сфере позитивно отразится на всем комплексе российско-украинских отношений», — сказал Путин после завершения газовых переговоров. 

Вместе с тем президент  прозрачно намекнул, что на переговорах победил именно российский подход к ценообразованию: «…Важно, что не только признана справедливой позиция России по исчислению цены на газ, но важно, что наши отношения приобретают новое качество — становятся действительно партнерскими, прозрачными и рыночными». 

Пока большинство экспертов отмечают, что в результате подписанного договора именно Россия осталась в максимальном выигрыше . Если раньше шла речь о поставках 26 млрд кубов сибирского газа по цене 230 долларов  и 40 млрд – газа туркменского, по цене 50 долларов за тысячу кубов. То теперь Украина будет получать весь газ – и российский и туркменский по «средней» цене в 95 долларов за тысячу кубометров. При этом Газпром  получит от посредника —  «РосУкрэнерго» — первоначально требуемые 230 долларов за тысячу кубометров газа. Разве что возрастет плата за транзит российского голубого топлива – но всего в 1,5 раза, с 1,09 до 1,6 долларов за 100 км «трубы», что даст Киеву всего лишь несколько сот миллионов долларов новой прибыли. При этом доходы Газпрома от введения новой цены на газ будут исчисляться несколькими миллиардами долларов.    

.

Пиррова победа?

.

На фоне таких в целом положительных оценок мнение украинской оппозиции отличаются разительным негативизмом. Пальму первенства в рядах критиков, без сомнения, можно присудить оппозиционному, хотя и «оранжевому» Блоку Юлии Тимошенко. Близкий соратник «леди Ю» экс-глава Службы Безопасности Украины Александр Турчинов объявил подписанные соглашения «откровенным предательством национальных интересов Украины». 

   «Руководство НАК "Нафтогаз Украины" и правительство продемонстрировали полную и безусловную неспособность защищать национальные интересы Украины, ее экономический суверенитет и государственную независимость, … умудрились проиграть газовую войну даже при тех условиях, когда европейское сообщество и весь цивилизованный мир фактически осудили шантажистские требования ОАО "Газпром" и выступили на стороне Украины. Самовосхваления властей вокруг безусловно проигрышного соглашения вызывают только иронию. Значит, украинская власть мало того, что проиграла, она еще и не поняла, что проиграла»,- заявил Турчинов. 

    Главным раздражающим фактором для Турчинова и Тимошенко, является полная монополизация газового снабжения Украины компанией «РосУкрэнерго», которую они вообще предлагали ликвидировать за якобы используемые «коррупционные схемы». 

  С критикой власти выступил и лидер «бело-голубой» оппозиции – Виктор Янукович. «Достижение компромисса между Украиной и Россией по проблеме поставок газа является пирровой победой официального Киева, поскольку повышение цен на газ в любом случае грозит нашей экономике коллапсом… Как бы ни пыталась власть убедить граждан Украины в том, что речь идет о цене 95 долларов за тысячу кубометров, в действительности Россия возьмет за газ столько, сколько диктуют цены на мировом рынке. Экономика страны и рядовые потребители газа почувствуют это очень скоро. Украине грозит полный провал бюджета, резкое повышение себестоимости продукции отечественных предприятий, падение нашей конкурентоспособности  на мировых рынках», — отметил Янукович. 

     Последний тезис подтвердил и далекий от оппозиционных симпатий львовский политолог Тарас Вознюк. «Сохраняется одна экономическая сложность: украинские предприятия химической и металлургической промышленности, особенно на востоке страны, могут стать малорентабельными или вообще прекратить свою деятельность. В результате чего в таких регионах как Донецк и Луганск дестабилизируется политическая ситуация, поскольку люди просто потеряют работу». 

     Напомним, что по расчетам украинского Минэкономики рентабельность химической промышленности и вправду заканчивается при цене на газ на уровне 82, а черной металлургии – около 100-110 долларов за тысячу кубов. То есть, даже для металлургов достигнутая соглашением цена на газ является близкой к критической, а химикам надеяться практически не на что. 

      И.о. главы комитета Верховной Рады по бюджету и лидер блока НДП Людмила Супрун обращает внимание на то, что из-за увеличения заложенных в производство цен на энергоносители «вырастет себестоимость продукции всех украинских предприятий — соответственно снизятся поступления налога на прибыль».  

.

          «Брестский» мирный договор   

.

          Подводя итоги, можно процитировать слова украинского политолога Андрея Ермолаева о достигнутом соглашении, как «условном Брестском мире между Украиной и Россией на период определения политической стратегии двух стран». 

Каждая из сторон, по мнению политолога, будет пользоваться плодами этого довольно ненадежного и временного перемирия. Россия "и дальше будет втягивать в орбиту своих интересов Туркменистан как своего стратегического партнера", а также "делать ставку на повышение цены как инструмент изменения политического климата в Украине". А Украине «сейчас необходимо использовать обретенный Брестский мир с целью поиска путей для снижения на протяжении 3-4 лет общего потребления газа». 

Общие итоги Ермолаев оценивает весьма позитивно. «Россия в результате этих переговоров оказалась в преимуществе. Она получила новый формат взаимоотношений, экономическую и политическую выгоду. Но Киев не проиграл, хотя Москва получила больше преференций. Вот такой парадокс».  

 

Юрий Семаков