В Украине принята еще одна реформа

26 декабря 22:08

То, что поправки вступят в силу еще остается под вопросом. Ведь для этого необходимо положительное заключение Конституционного суда, который ныне прекратил свою работу из-за истечения срока полномочий большинства своих членов.  

Примечательно, что «за» проголосовало 328 депутатов, хотя для изменения Конституции достаточно двух третей от списочного состава – 300 человек. А ведь этот Закон является составляющей частью «политреформы», принятой осенью прошлого года. Тогда, чтобы набрать нужное количество голосов, сторонникам Ющенко и Януковича пришлось голосовать «пакетом». Принимая и желательные и нежелательные для каждой отдельной политической силы изменения «одной строкой».  

Осенью 2005 года еще действующий Конституционный суд в целом одобрил законопроект о местном самоуправлении. Замечания касались небольших мелочей, вроде фразы «госадминистрации представляют исполнительную власть» вместо прежнего «осуществляют». Но даже такие замечания парламент все равно обязан учитывать. Итогом и стало заседание 23 декабря, впрочем, внесшее в документ и более важные новые поправки.  

Однако, как указывалось выше, на этот раз «большинство» было относительно легко достигнуто. В «одном строю» оказались сторонники и Ющенко, и Тимошенко, и Януковича. Не считая партий помельче —  социалистов Мороза, объединенных социал-демократов Кравчука и Медведчука, «промышленников и предпринимателей» Кинаха. Против были только «народники» нынешнего спикера Верховной Рады Литвина,  немногочисленные «руховцы» и партия «Реформы и порядок» министра финансов Пинзеника.  

Понятно, что каждая из этих сил собирается получить от принятого Закона какую-то пользу. Однако при детальном рассмотрении выясняется, что интересы у каждого свои, а, значит — часто противоположные. 

 

С глаз долой – из сердца вон 

 

Известно, что одной из наиболее лоббируемых командой Ющенко реформ была так называемая «административно-территориальная». С упором именно на последний компонент. Официальной целью провозглашалось достижение европейских стандартов и приближение к населению услуг. Но если в России, к примеру, для такого приближения слишком крупные районы «разукрупняют» с уменьшением расстояния до новых райцентров — то  оранжевая власть собралась поступить с точностью до наоборот. Районы должны были «укрупняться» за счет слияния нескольких образований в одно. К примеру, в Киевской области из наличных 25 районов планировали создать 12-16. С соответствующим сокращением всех районных служб – и массовыми увольнениями их работников.  

Вместо этого жителям предлагалось пользоваться услугами «громад» — неких микрорайонов, объединяющих в себе 5-6 сел (в которых при этом ликвидировались их собственные сельсоветы).  

Однако в бывшем не очень далеком райцентре гражданам могли оказать помощь в нормальном райотделе милиции, пожарном депо, районной больнице, администрации. А вот в «громаде» «участковый» милиционер, пожарник, работник собеса, врач (к тому же не имеющий коек для лечения тяжелобольных) предполагались в единственном числе.  

Также для организации в «громаде» крупной и современной средней школы планировалось урезание школ в остальных селах до уровня начальных. Учеников с четвертого класса должны были возить в центр автобусами или даже оставлять в общежитиях-интернатах с понедельника по пятницу. При этом оставались без работы до 60% сельских учителей.  

Понятно, что такая реформа преследовала прежде всего цель сокращения государственных расходов. Ведь нынешняя власть резко повысила зарплаты бюджетникам — с целью завоевать популярность накануне будущих выборов в Верховную Раду. Денег в бюджете стало не хватать – отсюда и необходимость массовых сокращений штатов.  

 Но самое главное, Киев хотел просто переложить ответственность за невыполнение социальных программ на местные власти – под красивые лозунги о «росте местной самостоятельности». Для этого оранжевые даже согласились пойти на ликвидацию представителей президента в районах – их должны были заменить избранные населением главы райсоветов. Впрочем, вице-премьер по административно-территориальной реформе Роман Бессмертный  надеялся, что население наспех перекроенных районов просто не успеет определится со своими симпатиями и проголосует за навязанных «сверху» кандидатов в депутаты, выгодных власти.  

Население, впрочем, оказалось не столь легковерным, как рассчитывали горе-реформаторы. Против предложенного «перекроя» районов и ликвидации 80% сельсоветов поднялась волна народного возмущения. Ее апофеозом стало банальное освистывание пана Бессмертного и приехавших с ним представителей «Нашей Украины» в его родном городе – Макарове. Несмотря на то, что его жители, как и остальная Киевская область, отдали на президентских выборах 82% голосов за Ющенко.  

Скрепя сердце, Ющенко пришлось свернуть уже начавшуюся подготовку к «укрупнению а-ля Хрущев». Все же соблазн «перевести стрелки» за неспособность выполнить свои предвыборные обещания европейского уровня жизни на местные органы власти победил. Тем более, что назначенные «сверху» малопрофессиональные «оранжевые варяги» за истекший год так и не смогли  добиться убедительных успехов в большинстве регионов Украины (об этом ниже). Отсюда – и положительное голосование НСНУ за поправки. 

 

Резоны леди Ю 

 

По большому счету, Юлии Тимошенко, принятый Закон ни к чему. Ведь ее главной целью всегда являлась высшая власть в Украине. Даже до формального вступления в силу политреформы. По сути все громкие коррупционные скандалы этой осенью были спровоцированы ей для того, чтобы заменить окружение президента своими людьми, сделав Ющенко декоративной фигурой. А после 1 января, срока вступления в силу политреформы, мечта Юлии Владимировны может стать явью вполне легитимно. Надо лишь вернуться в кресло премьера, который и будет наделен основными полномочиями.  

По представлению главы правительства президент и будет назначать глав местных администраций. Так что введение реального самоуправления для Тимошенко означает разрушение прежней властной «вертикали», ограничение вожделенных полномочий на местах. Поэтому ее близкий соратник экс-вице-премьер Николай Томенко так резко и выступает против малейшего намека на «федерализацию Украины».  

Но, с другой стороны, «помаранчевой принцессе» тоже не очень хочется платить по счетам собственного популизма во время пребывания у руля весной и летом этого года. А значит — тоже может пригодиться идея сбросить всю ответственность за печальное состояние дорог, школ, больниц на райисполкомы.  

Кроме того, явной уступкой главной претендентке на премьерство стало исключение из Конституции пункта, по которому президент был обязан уволить главу местной администрации, против которого высказалось две трети депутатов соответствующего Совета. 

 

А что же оппозиция? 

 

Как раз она, даже с учетом вышесказанного, оказалась отнюдь не в проигрыше. Во-первых, сама процедура назначения и снятия губернаторов по представлению главы правительства президентом фактически лишает последнего реальной власти. Хотя в Законе и прописывается некая туманная «ответственность» глав администраций перед главой государства, а не только перед Кабмином. А ведь стать премьером по результатам выборов может отнюдь не только Тимошенко.  

Во-вторых, данные поправки подготавливают более, чем реальную почву для главной мечты «Партии Регионов» – федерального устройства Украины. Ведь по ним, наконец-то, создаются исполнительные органы не только районных, но и областных Советов. Да, администрации при губернаторах остаются. Но, поправки к статье 119 Конституции теперь предписывают им лишь «контроль за соблюдением законов со стороны местных  исполнительных органов местной власти» – некие квазипрокурорские функции. Остальное – «согласно законодательству», которое может меняться по ходу. Тем же самым еще не выясненным «законодательством» отныне будут и размежевываться полномочия губернаторов и глав облсоветов.  

А ведь события прошлой осени показали, что центральная власть в кризисных ситуациях даже при нынешних полномочиях достаточно слаба. Хотя сейчас оранжевые и вовсю клеймят за «сепаратизм» представителей Востока Украины – но первыми отказались в знак протеста против фальсификаций платить налоги в центральный бюджет как раз представители Галичины. Что же будет, если кроме поддержки населения у местных политэлит будет в распоряжении еще и мощный исполнительный аппарат? Вряд ли при таком раскладе Киев осмелиться делать слишком резкие движения, затрагивающие интересы регионов. Вроде радикального «вперед, на Запад» – в ЕС и НАТО. Ведь граждане на местах, если верить нижеприведенной таблице опроса центра «Демократические инициативы», в массе своей уже перестали доверять Ющенко.

 В правильном ли направлении развивается Украина? (распределение по регионам)  

 

 

 

 

 

 

 

Запад

 

 

 

 

 

Центр

 

 

 

 

 

Северо-Восток

 

 

 

 

 

Юго-Восток

 

 

 

 

 

Юг

 

 

 

 

 

Донбасс

 

 

 

 

 

В правильном

 

 

 

 

 

48,8%

 

 

 

 

 

24,7%

 

 

 

 

 

12,96%

 

 

 

 

 

18%

 

 

 

 

 

14,9%

 

 

 

 

 

4,7%

 

 

 

 

 

 В неправильном

 

 

 

 

 

22,4%

 

 

 

 

 

42,9%

 

 

 

 

 

44,4%

 

 

 

 

 

67%

 

 

 

 

 

58,9%

 

 

 

 

 

77,9%

 

 

 

 

 

Затруднились                      ответить

 

 

 

 

 

28,8%

 

 

 

 

 

32,4%

 

 

 

 

 

42,7%

 

 

 

 

 

15%

 

 

 

 

 

26,5%

 

 

 

 

 

17,4%

 

 

 

 

 

    Пожалуй, теперь главной загадкой является то, вступит ли Закон о поправках в Конституцию в силу. За день до его принятия Верховная Рада не захотела принимать присягу у назначенных ею же судей Конституционного суда. Основная причина – опасение, что в последние дни этот орган сможет остановить наступление политической реформы, по которой президент лишается большей части своих полномочий. Будет ли сформирована высшая судебная инстанция позже пока не может сказать никто. Скорее всего, это случится тогда, когда даже оранжевые политики настолько «войдут во вкус» власти, не зависимой от мелочной опеки президента, что сами не захотят возврата к прежней модели. А назначенные по их квоте судьи примут соответствующее решение.

  И все же, решение Верховной  Рады от 23 декабря – важный этап на пути к большей демократизации политической жизни, шаг к уходу от унитаризма и авторитаризма к  федеральному устройству Украины.