Георгий Крючков:

26 декабря 12:56

Будут ли Россия и Украина недружественными государствами, а также о российской политике на Украине  рассказывает глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков.

— Георгий Корнеевич, Россия в последнее время изменила свою политику в отношении Украины. Вы это ощущаете?

Да, позиция России сегодня изменилась. Она заключается в том, что Россия будет вести дела с Украиной так же, как и с любой другой европейской страной. Причем, возможно, по некоторым моментам недружественной страной.

— А как Россия и Украина стали недружественными странами?

К сожалению, это произошло. В результате переворота 91-го года и дальнейшего развития событий в Украине ведущие позиции в определении внешнеполитического и внутриполитического курса страны стали занимать силы, настроенные враждебно по отношении к России, прозападные, пронатовские.

— Как произошла смена властных элит? С чего все начиналось?

Началось все с Кравчука. Он действительно внес вклад в развал Советского Союза. Известно как Ельцин, Кравчук и Шушкевич разваливали Союз, и как происходила смена власти. На Украине этот переворот сопровождался усилением активности национал-экстремистских сил. Они были более организованными, более активными и агрессивными. И по существу были во главе движения за провозглашение независимости Украины и за смену общественно-политического строя. Они и захватили власть. Та часть, которая была за сохранение Союза, была менее активной, а точнее пассивной. Она не могла противостоять этому галицийскому вектору. Российские и проросийские силы были деморализованы. Плюс очень тонко и умело действовал Запад. Он выступал исключительно за демократию, свободу, борьбу с коррупцией, честные выборы, права человека. А что за этим стоит, мы увидели в ходе оранжевой революции.

— Но сейчас, кажется, у народа происходит отрезвление?

Да, разочарование в оранжевых событиях есть, но дело в том, что народу не говорят правды. Не говорят, что произойдет, в случае вступления страны, скажем, в НАТО, ВТО и так далее. Недавно было заседание Совета безопасности и обороны Украины. Там рассматривался вопрос об активизации работы с НАТО, и называлось, что по существу у нас идет прекращение сотрудничества с Россией в военно-технической сфере. При этом никто не подсчитывает, какие будут от этого потери, что будет от закрытия предприятий, от роста безработицы, от потери высоких технологий. Это несет серьезные издержки для людей на Украине. Но люди пока это не почувствовали, так как эти потери имеют долговременный эффект.

— А почему власть скрывает эту информацию?

Потому что у власти стоят те, кто тащит страну по западному вектору – в НАТО, в ЕС. И делают все для того, чтобы оборвать связи с Россией. Можно сколько угодно говорить, что Украина будет работать и на западном и восточном векторе, но если мы взяли курс на НАТО, то можно считать, что Украина оборвет связи с Россией основательно. Тем более, что Россия не скрывает, что она переходит на формат отношений с Украиной как с любым независимым европейским государством со всеми вытекающими из этого последствиями.

— Вы считаете такую позицию России оправданной?

Логически — да. Когда говорят, что страна превращается в недружественную, оплачивать проблемы другого государства, никакая уважающая себя страна не будет. Поэтому хочешь-не хочешь, с этим придется смириться.

— Так что, у России наконец-то появилась внятная политика на Украине?

Если хотите, у России не было и нет внятной политики в отношении Украины. Я ее не чувствую.

— С чем вы это связывает?

Основная проблема заключается в том, что в России не знают, не понимают и не хотят знать, что происходит в Украине. Там существует страшно примитивное представление, что это два братских народа, которые жили и будут жить вечно рядом. И как могут эти народы жить в недружественных государствах? Логики то ведь в этом действительно нет. А фактически это так, и с этим надо считаться. Этому надо противостоять. Вот в чем проблема.

— Проблема в непонимании?

Это проблема непонимания на самых верхних эшелонах власти. Настроение Путина я уловил давно. Как только стал Литвин председателем Верховной Рады, у него был его первый визит в Москву и встреча с Путиным. На той встрече из всей делегации с Литвином был только я. Была очень теплая дружественная беседа, и тогда Путин изложил то, что по-существу делается сейчас. Он сказал, что мы с огромным уважением относимся к Украине, мы рассматриваем украинцев как братский народ, мы заинтересованы в самом широком масштабном сотрудничестве при уважении независимости Украины, мы уважаем ваш выбор, какой бы вы не сделали. Вы хотите в Европейски Союз и вас туда примут – пожалуйста. Вы хотите в НАТО – пожалуйста. Единственное, что мы вас просим – вы об этом нам скажите.

— Так это означает фактически отсутствие определенной позиции России?

Конечно. Это позиция плыть по течению. Вот куда понесет – туда и поплывем, будем приспосабливаться. Россия до сих пор не может определить свои национальные интересы в Украине. Умной политики России в Украине нет, по крайней мере, ее не видно.

— В России традиционно чуть, что не так – виноват в этом президент. Помимо Путина внешнюю политику определяет еще МИД, посольство, Администрация, наконец.

Путину, конечно, трудно контролировать все в стране. При этом сфера принятия внешнеполитических решений в России оказалось монополизирована. Эти ресурсы захватила кучка людей, которые имеют хорошие отношения в высших эшелонах власти вроде Павловского. В результате Запад работал в Украине все эти годы. Он работал с неправительственными организациями, он их подкармливал, содержал и направлял. Россия же этого не делала. Она ограничилась тем, что сюда на выборы приехали политтехнологи, погуляли здесь, как слон в посудной лавке и уехали обратно.

— Складывается впечатление, что в России не понимают роли и значимости Украины в современном мире. Украина это потенциальный самый мощный геополитический союзник России. Это 50 миллионов человек, это большая территория, это единый народ, одна религия, общий экономический комплекс и так далее. Почему на Западе понимают, что без Украины нет России, а в самой России этого не понимают?

Мне трудно это понять. При любой возможности я говорю, что в России не понимают, и не хотят понимать, что такое Украина в геополитическом раскладе. Как не парадоксально это звучит — в России нет ни одного серьезного эксперта по Украине. В Украине нет ни одного российского центра, который бы серьезно изучал те процессы, которые происходят в Украине. О чем еще говорить? В верхах России не понимают значимости Украины, опасности ухода Украины, не имеют продуманной и умной политики в отношении Киева.

— Какой ваш прогноз?

В Украине совпало два фактора – полное бездействие Москвы и выход на господствующие позиции антироссийских сил. Курс Украины на Запад и прочь от Москвы будет преобладать.

Беседовал Серж Мороз, автор книги "Русечер. Россия: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Запада", которая недавно вышла в свет в издательстве "Крылов".