Виктор Мусияка:

26 декабря 12:47

Виктор Мусияка: После политической реформы влияние президента останется величайшим (Часть 2) Продолжение. Начало читайте в Части 1

Насколько ослабнет украинский президент после парламентской реформы, а также о том, кто будет персоной номер один в государстве в эксклюзивном интервью ИА «Национальные Интересы» рассказывает Секретарь парламентской конституционной комиссии и лидер партии «Вперед, Украина!» Виктор Мусияка.

— Насколько ослабнет президент в ходе политической реформы?

— Речь не шла, чтобы ослабить президента. Сейчас премьер-министр назначается президентом. С апреля 2006 года премьер будет назначаться уже парламентом, и тогда парламент будет формировать кабинет министров путем создания коалиции – так называемого большинства. Это означает, что изменяется статус взаимоотношений между парламентом и кабинетом министров, меняется статус кабмина, меняются и отношения президента с кабмином.

— Какие полномочия будут у президента?

— Как глава государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики, он назначает глав внешнеполитических ведомств, послов, присваивает ранги, предлагает парламенту на утверждение министров-силовиков, министра иностранных дел и ряда других очень серьезных фигур. Он предлагает кандидатуру на пост генерального прокурора. У президента остается возможность влияния на работу кабмина путем приостановления действия акта кабмина, если президент считает, что он не соответствуют Конституции. И пока Конституционный суд не сделает вывод, этот акт не будет действовать. Одновременно с этим президент получает основания для роспуска парламента.

— А кто будет номер один в государстве премьер или президент?

— Номер один, конечно, остается президент. А то, что некоторые известные политики, охваченные жаждой скорее занять какие-то посты, объявляют эти посты превалирующими – это глупости. Это попытки играть на неосведомленности значительной части людей, которые не знают тонкостей изменения Конституции.

— А если при слабом президенте Ющенко появляется харизматический и сильный премьер?

— На вас, похоже, не произвели никакого впечатления мои слова. Когда мы говорим об этой теме надо, чтобы человек понимал взаимоотношения субъектов власти. Президент не слабый. Те полномочия, которые будут у президента — их около тридцати, и они очень мощные. То, что говорят, что президент становится слабой фигурой – это чепуха. Президент остается могучей фигурой. Влияние его остается величайшим. В то же время премьер, назначаемый парламентом, может быть полностью зависимым от парламента. Но тут может быть также два таких интересных момента. Если какая-то политическая сила получает большое количество голосов или даже большинство в парламенте, то необязательно лидер этой мощной политической силы должен будет становиться премьером. Он может стать спикером. И тогда в его руках все. Он ставит своего премьера, и он в парламенте как спикер имеет в руках всю законодательную власть. Можете себе представить, что это будет за фигура? Теперь, если он идет сам премьером, то он оставляет на посту спикера своего человека, и он оттуда руководит парламентом.

— А это не опасная будет такая ситуация?

— Почему опасная? А посмотрите, что в той же Великобритании происходит. То есть опять подчеркиваю, что многое будет зависеть от цивилизованности представителей политической власти, от их просто общечеловеческой культуры. Но, если во власть попадают люди, которые обуреваемые лишь одной жаждой занять должности, которые дадут им возможность доступа к тем или иным мирским благам, то это будут самые опасные люди для общества.

— Но сейчас, если посмотреть, то за каждым крупным блоком, будь-то блок Ющенко, Тимошенко, Литвина или Януковича, стоят мощные олигархические группы, которые будут отстаивать в парламенте свои корыстные интересы.

— Естественно их влияние на законодательный процесс очень значительное. Сегодня в парламенте около трехсот человек, которых называют миллионерами. Но понимаете, нам все равно придется пройти период проникновения во власть олигархов. Мгновенно ничего не поменяется. Эти же люди остаются, их влияние остается либо прямое, либо закулисное. И это нельзя отрицать. Олигархизация страны и экономики произошла. Она не исчезнет с 1 января. Будут иные формы. Но я думаю, что новая система власти в значительной степени будет заставлять олигархов прикрывать формы воздействия на власть. С другой стороны, она даст возможность движения во власть именно партий. И об этом я постоянно говорю — необходимы не блоки личностей, а реальные идеологические партии.

— Но пока вы остаетесь в меньшинстве. Сейчас практически любая политическая сила, за исключением, пожалуй, вашей партии «Вперед, Украина!», «Партии Регионов» и Соцпартии, пытается создать блок.

— Мне кажется, что, с одной стороны, люди разберутся, что есть блоки, которые, по сути, являются подспорьем олигархических структур, и что они несут интересы этих олигархов во власть. С другой стороны, бывает и жизни человеческой не хватает, чтобы что-то кардинально изменить. Но надо закладывать основу.

— А вы не считаете, что система, когда депутатами могут стать только по партийному списку, наличие императивного мандата, невозможность перехода депутатов из одной фракции в другую и так далее делает систему власти менее демократической?

 — Я буду настаивать на том, что подход по политреформе абсолютно нормальный. Это единственный путь к тому, чтобы направить работу парламента на интересы общества, а не на интересы олигархов или самих депутатов. А то, что у нас будет императивный мандат, так вот я как секретарь конституционной комиссии, все время выступал против этого.

— Почему неприемлем мандат?

— Потому что парламентом будет управлять несколько человек, возглавляющие фракции. А этот механизм заставит закрыть рот любому человеку, который имеет другое мнение. Более того, там было дикое положение о том, кто может быть лишен мандата: это тот, «кто не вошел во фракцию», тот, «кто вышел из фракции», и в скобках было — тот, «кто исключен из фракции». Так вот, положение в скобках «исключен из фракции» было выброшено. И оказывается, что если вас исключат из фракции, то вы можете оставить себе мандат.

— Разве такое будет возможно?

— Если я вижу, что партия стоит на других позициях, нежели, чем на тех, с которыми она шла на выборы, то я могу использовать следующий метод борьбы. Идет голосование – все голосуют за, я — против. Все против, я — за. И фракция принимает решение, что меня надо исключить. Меня исключают, и я сижу в парламенте в качестве простого депутата.

— Таким образом могут появиться внефракционные депутаты?

— Да. Но они не смогут примыкать к другим фракциям.

— А смогут потом внефракционные депутаты сформировать сою фракцию?

— Нет.

— Тогда роль таких независимых депутатов увеличится? Они смогут голосовать без указки со стороны руководителей фракции?

— Возможно, будет и такая ситуация.

— То есть сейчас вся политическая система находится в процессе, и сами депутаты не знают, что будет в итоге?

— Да, очень много деталей пока непонятны даже для нас.

Беседовал Сергей Морозов