Записи, сделанные в кабинете Кучмы, им же использовались для шантажа.

06 февраля 18:57

Об этом корреспонденту ИА «Национальные интересы» заявил Тарас Чорновил.

— Записи Кучмы велись в его кабине санкционировано, официально, с ведома Кучмы, и после этого использовались им же для шантажа, — рассказывает политик. — Какие-то вещи вносились в определенные досье. Где-то за полгода до конца правления Кучмы, я был у него в кабинете. Мы с ним поговорили об определенных темах, а потом я встречаюсь с его первым помощником – Левочкиным, и он практически дословно цитирует то, что я говорил в кабинете Кучмы. Не думаю, что Кучма все пересказывал дословно своему помощнику. Тем более по абсолютно оригинальной теме. То есть санкционированная запись официально велась постоянно.

Думаю, этими пленками живились очень многие, пока не грохнул скандал, и все не всплыло наружу. На этих пленках подзарабатывали десятки людей. Мельниченко просто тоже получил немножко бизнеса в этом направлении. Скажем, он подходил к Сивковичу и предлагал купить пленки с записью, где кто-то что-то о нем говорил. Он предлагал купить пленки даже Бакаю, пока тот работал руководителем государственного управления по Делам Украины. Бакай мне сам об этом рассказывал. Мельниченко это предлагал множеству других людей: Гриневу, коммунистам. Но мы-то знаем только о Мельниченко, а, сколько было еще людей! Пленками ведь торговали направо и налево. Я слышал о пяти случаях, когда была торговля пленками из кабинета Кучмы, не связанных с Мельниченко. Торговали абсолютно всем. А сколько шло где-то по дипломатическим каналам, давалось за рубеж каким-то там разведкам, где было хоть что-то для них интересное, кроме матерщины Кучмы. Я думаю, что и российская разведка покупала, если она хотела за это платить деньги, — заявил Чорновил.

— Всем уже было начхать на Кучму. Все жили, как на том корабле дураков, который плывет неизвестно куда. В определенное время это пробовал взять под свой контроль Марчук (экс-секретарь Совбеза – прим. авт.). Что-то ему удалось, что-то нет, поскольку хаос там был полнейший. Это была игра. И в первую очередь, сам Кучма вел постоянную игру в качели: одного немножко понижал, другого немножко повышал, потом наоборот. Ющенко никак не мог понять, что его и его команду отправили в отставку не только из-за того, что его за что-то не любили (его и не было за что любить), а из-за того, что он уже порулил два года, надо было дать и другим порулить.
То есть шла многовариантная игра, и Кучма всегда делал так, чтобы у него было как можно большее поле возможностей. Он всех поставил в непрямую зависимость от себя, когда ему все за что-то благодарны. Он всем дал заработать, всем что-то предложил, всем дал возможность откусить от приватизационного пирога, украсть. И это на всех уровнях. Все партии работали на Кучму, кроме Мороза, который взорвался из-за того, что ему чего-то не дали. Тот же Рух был очень кучмовским. От ПРП к Кучме, как никто другой, бегал Пинзеник. Порошенко, Ющенко от него не вылезали. И все у него что-то просили. Я не знаю практически ни одной партии, которая бы не бегала к Кучме.
Кучма же, когда его спрашивали, перед позапрошлыми парламентскими выборами, на кого он больше фокусируется, не смог даже ответить. Потому что ему трудно было оценить суть вопроса. Зачем на кого-то ориентироваться, если все партии все равно тебе служат?

Причем Кучма никогда напрямую затяжки не делал: затягивали узелки уже внизу и, при том, без прямого участия. Когда убивали Гонгадзе, Кучма, может, и не имел даже мысли о том, что реально нужно его убить. Он выругался в сторону журналиста, а часть людей, возможно, поняла так: «благодетеля нашего обижает какой-то грузин… вот мы его сейчас…». Но до этого дела все было с Кучмой очень гармонично. Именно из-за этих пленок произошел взрыв, который вырвал все наружу.