Иран прекращает добровольное сотрудничество с МАГАТЭ.

06 февраля 10:23

«На основании приказа президента страны мы прекратили всякое добровольное сотрудничество с МАГАТЭ, которое мы поддерживали в течение последних двух с половиной — трех лет, — заявил Моттаки. — У нас более нет никаких обязательств по дополнительному протоколу (к Договору о нераспространении ядерного оружия)».
Отказ от добровольного сотрудничества с атомных агентством ООН означает, что Иран возобновляет полномасштабные работы по обогащению урана и закрывает международным инспекторам доступ на свои ядерные объекты для проведения внезапных проверок.
Между тем, еще сегодня утром позиция официального Тегерана была другой. Так, представитель иранского Министерства иностранных дел Хамид Реза Асефи, в частности, заявил, что страна «продолжит сотрудничество с МАГАТЭ в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия и Соглашения о гарантиях», добавив, что «дверь для переговоров все еще открыта».
Тем не менее, пресс-секретарь также заявил, что Тегеран не пугает передача иранского «ядерного досье» в Совет безопасности ООН.
«Мы не боимся Совета безопасности; это не конец света», — сказал Асефи.
«Мы грамотно подошли выбору своего пути — у нас есть решения для любых ситуаций, которые могут возникнуть», — заявил иранский представитель. По его словам, передача иранского вопроса в Совбез навредит другой стороне больше, чем самому Ирану.
Реакция США
Министр обороны США Дональд Рамсфелд не исключает возможности применения военной силы против Ирана.
«Все возможности, в том числе военная акция, рассматриваются», — заявил шеф Пентагона.
«Правительство, которое говорит, что у Израиля нет права на существование, делает заявление о том, как оно будет вести себя в будущем», — сказал министр.
Спорный атом
Американское правительство подозревает Иран в намерении использовать энергетическую атомную программу для производства ядерного оружия. Тегеран такие предположения отвергает и настаивает, что обогащение Ирана необходимо ему только для более эффективного производства электроэнергии.
Вместе с тем, представители МАГАТЭ говорят, что видели принадлежащий иранским специалистам документ, содержащий данные о технологиях производства составляющих для ядерных боеголовок. Иран же утверждает, что такой документ получить не стремился.
Официальный Тегеран также заявляет, что в случае передачи вопроса о его ядерной программе на рассмотрение Совета Безопасности ООН он в полной мере возобновит работы по обогащению урана.
Москва предлагает Тегерану создать совместное предприятие по переработке урана на российской территории. Иранские власти называют это предложение конструктивным, однако четкого согласия на него пока не дают.
Президенты США и России Джордж Буш и Владимир Путин в среду вечером по телефону обсудили ситуацию вокруг иранской ядерной программы и будущее заседание МАГАТЭ в Вене.
Эксперты утверждают, что проект резолюции Международного агентства по атомной энергетике содержит осторожные формулировки и представляет собой компромисс между отстаивающими решительные действия США и Россией, стремящейся договориться с Ираном.
МАГАТЭ просит Иран открыться
В проекте резолюции среди прочего сказано, что МАГАТЭ «призывает Иран понять, что агентство не имеет полной уверенности относительно его намерения создать мощности по производству расщепляемых материалов». Документ также устанавливает, что Тегеран должен в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ и «прояснить возможные действия, которые могут иметь военное измерение».
В резолюции также содержится рекомендация Ирану восстановить мораторий на урановые исследования.
Тем временем российский посол в ООН Андрей Денисов заявил, что введение санкций против Ирана может обернуться против международного сообщества.
«Если теоретически предположить, что против Ирана вводятся санкции, то тогда можно будет задать вопрос: кто против кого вводит санкции — международное сообщество против Ирана, или скорее Иран против международного сообщества?» — сказал Денисов.
«Иран — один из основных поставщиков нефти и газа, — добавил дипломат. — Так что это будет серьезный удар по международному энергетическому рынку. Это одно из очевидных последствий применения санкций».
Еще до обострения международного противостояния вокруг иранской ядерной программы эксперты предполагали, что Россия, помогавшая Ирану построить ядерный реактор в Бушере, будет выступать против введения санкций против Тегерана.
Однако заместитель российского министра иностранных дел Сергей Кисляк во время переговоров в Тегеране, дал понять, что Иран должен в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ.
«Мы исходим из того, что незавершенная работа МАГАТЭ по прояснению обстоятельств прошлой деятельности Ирана в ядерной сфере должна быть завершена», — цитирует агентство заместителя главы российского МИДа.
По материалам «Корреспондент»