19.10.2017 08:26

Стрельба в Ивантеевке - мнение экспертов

00:33 07 сентября 2017

Вчера произошел трагический случай — девятиклассник открыл стрельбу в школе №1 подмосковной Ивантеевки. Пострадали четверо — учительница и три ученика. По словам одноклассников, стрелок планировал совершить нападение и рассказывал об этом в соцсетях и лично одноклассникам, однако всерьёз его намерения никто не воспринимал. Подросток увлекался оружием и вдохновлялся массовым убийством в американской школе «Колумбайн», совершённым в 1999 году.

«Он очень закрытый человек. Все про него говорили, что он со странностями. Он же всё время рассуждал, что сделает это. Но думали, что это шутка», — отмечает его одноклассница в интервью Russia Today.

Судя по личной странице школьника, он несколько лет увлекался оружием и выкладывал фотографии с подписями, отсылающими читателя к упомянутому массовому убийству в школе «Колумбайн».

Сестра стрелка рассказала информационному агентству Mash, что нападавшего в течение трех лет всячески унижали одноклассники.

Мы решили поговорить с экспертами в области психологии и поведенческой педагогики и узнать, можно ли было избежать данной трагедии с помощью введения инновационных методов обучения в школах.

Стрельба в Ивантеевке - мнение экспертов

Барабанов Родион Евгеньевич, главный психолог ГБУ ЦССВ "Южный".

Как вы считаете, что могло послужить причиной данного инцидента?

Данная ситуация – яркий пример тех проблем, которые царят в настоящее время в современных семьях и школах. Школы совершенно не подготовлены к работе с "трудными", "поведенческими" подростками, а семьи, не обращая внимания на своих детей, пропускают мимо ушей и глаз трудности, с которыми обязательно необходимо работать.

В ситуации с данным мальчиком, очевидным является то, что произошедшее представляет собой последствие «буллинга» - травли со стороны школьного коллектива. Могу предположить, что причина такой агрессии лежит в недрах построения детско-родительских и внутригрупповых отношений. В первую очередь, вполне вероятно, что со стороны родителей проявлялась гиперопека. В результате в ребенке культивируется инфантильность, - он не может дать сдачи сверстникам, обидчикам, постепенно это дает толчок к формированию заниженной самооценки, пассивно-агрессивных черт в характере. За счет неграмотного, неумелого влияния и работы социума (в данном случае - школы) агрессия копится, ее никак и ничем не купируют, в итоге она разрывается как вулкан. В данном случае встает вопрос о том, что современным российским школам, так же как в США, Германии и ряде других европейских стран, пора переходить к технологичным методам работы с "трудными" детьми и подростками, среди которых и прикладной анализ поведения, позволяющий избежать таких страшных ситуаций.

Маргарита Оларь, психолог, Директор института прикладного анализа поведения.

Маргарита Владимировна, как по-вашему, поспособствует ли включение Минобрнауки в профстандарты педагогических работников соответствующих требований в сфере применения прикладного анализа поведения при работе с особыми категориями детей, предотвращению часто возникающей школьной «травли» отдельных учеников?

Да, прикладной анализ поведения прекрасный и технологичный метод, который хорошо зарекомендовал себя при работе с самыми сложными формами поведения, включая девиантное и дезадаптивное поведение, но было бы странным полагать, что вот сейчас выйдут обновленные профстандарты и уж тут-то мы заживем, тут-то у нас все в школе наладится. К сожалению, не наладится, и изменение профстандартов не станет панацеей. Но конечно же, поведенческий инструментарий очень широк и вариативен и, что, самое важное, этот метод предлагает совершенно другой взгляд на проблему нежелательного, назовем его так, поведения.

У учителя по сути сейчас выбор такой – либо постоянно читать ребятам какие-то мантры, взывая то к их совести, то к страху (сиди спокойно, соберись, старайся лучше, будь внимательней, веди себя хорошо и так далее), либо все-таки непосредственно управлять учебным поведением детей. Прикладной анализ поведения помогает выявить причины – именно причины проблемного поведения ребенка, и я уверена, что сегодняшняя драматическая ситуация со стрельбой не была бы возможна без предпосылок. Эти предпосылки можно увидеть, если хотеть увидеть именно их, а не что-либо еще, потому что поставить на ребенке клеймо «лентяй», «грубиян» или «не такой как все» – очень легко. Сложнее понять, почему ребенок предпочитает быть лентяем или грубияном, или почему он ведет себя странно несмотря на очевидные плюсы отличников – их любят, их хвалят, их всем ставят в пример. Вряд ли кто-нибудь из детей хочет, чтобы его ругали с утра до вечера и так каждый день, правда? Мы всегда предлагаем учителям другой взгляд и другую цель – определить причину нежелательного, странного или неудобного для нас поведения ребенка, предложить ему альтернативные варианты решения своих личных задач, и попытаться устранять те внешние события, которые вызывают у него деструктивные реакции.

Екатерина Жесткова, педагог-психолог, поведенческий аналитик

- Екатерина, добрый день. Действительно ли можно было заметить в поведении этого школьника какие-то тревожные симптомы и не допустить эту трагедию? Как нужно современному учителю относиться к сложному подростковому поведению с точки зрения психологии и поведенческих технологий?

С точки зрения поведенческих технологий - наблюдать за поведением подростка и понимать, что на его поведение влияют, как события из внешней окружающей среды, так и скрытые, личные события. В первую очередь нужно понять цель деструктивного поведения ребенка и предложить другой, социально приемлемый способ, достижения этой цели. Мы часто спрашиваем родителей: "Как по-вашему, что ребенок получает в результате плохого поведения?" и очень часто слышим в ответ: "Совершенно точно, он ничего не получает". С точки зрения прикладного анализа поведения так не бывает и те виды поведения, которые не приводят к получению желательных последствий, перестают происходить.

- Может ли школьный учитель научиться поведенческому методу так, чтобы выявлять цель деструктивного поведения ученика в классе из 25-30 человек?

Даже при таком большом количестве учеников в классе построить ясную, честную систему мотивации, поддерживать любой проявление сотрудничества и хорошего поведения, ни в коем случае не подкреплять негативные формы поведения – вполне возможно.

В данный момент подросток задержан. Возбуждено дело по статье «Хулиганство». Следствие изучит круг общения ученика, устроившего стрельбу, поведение и увлечения, а также даст жесткую правовую оценку действиям руководства школы и органов системы профилактики, сообщила РИА Новости официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко.