НЕВОЛЬНАЯ БОРЬБА АЛЕКСАНДРА ЛЕБЕДЕВА

27 июня 18:45

Лучший способ потерять (или не обрести вовсе) даже малейшее достоверное представление о банкире Александре Лебедеве – начать подробно читать все статьи, что о нём было написаны и пересматривать все фильмы и телепередачи, которые о нем были сняты. Госпитализация в буйное отделение ближайшей психиатрической больницы после этого практически гарантирована: публикации не просто делятся по принципу «черное» и «белое» – все сложнее: почти каждая из них противоречит другой. Но попробовать составить мало-мальски связную картину все же крайне заманчиво. Тем более, что сама персона того явно стоит.

Александр Евгеньевич Лебедев родился в декабре 1959 года в Москве. Родители – из научно-преподавательской элиты. Отец – профессор-оптик, доктор наук (а еще, заметим на полях, заслуженный мастер спорта СССР по водному поло – звание подразумевает самые серьезные победы в составе национальной сборной), мать – преподаватель английского языка в МГИМО. Два последних факта можно без натяжки включить в число предопределивших первые шаги Александра: учиться он идет сначала в специализированную школу №17 с углубленным изучением английского, а после ее окончания в 1977 году поступает именно в МГИМО, на экономический факультет.

Нетерпеливый читатель тотчас же предположит напрашивающийся вариант дальнейшей карьеры молодого выпускника: аспирантура, защита диссертации и отъезд за рубеж на работу в одну из советских внешнеторговых организаций. Кандидатскую диссертацию Лебедев и вправду начал писать, и даже, спустя много лет, защитил ее. И за рубеж был направлен, но в несколько нестандартном для классического «финансового карьериста» качестве. Поступив в 1982-м в Краснознамённый институт КГБ СССР (ныне – Академия внешней разведки) и окончив его в 1984-м, Александр Лебедев отправляется за границу в качестве разведчика, работающего под прикрытием дипломатической должности. Шпионско-дипломатическую карьеру он завершает лишь накануне уже ставшего неизбежным распада Советского Союза – в ранге второго секретаря Посольства СССР в Великобритании и одновременно – подполковника Первого главного управления КГБ.

Сегодня Председатель Совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация», владелец престижных британских газет Independent и Evening Standart, в недавнем прошлом – один из богатейших людей России (впрочем, его различные должности, посты и звания нам еще предстоит перечислять), Александр Евгеньевич Лебедев вспоминает эти годы своей жизни без сожаления, но, кажется, даже с благодарностью. По крайней мере, как писал в июне 2013 года журнал «Forbes» , именно в Лондоне «он общался с Владимиром Потаниным, Михаилом Прохоровым, Михаилом Ходорковским, Олегом Бойко, а Александр Мамут, одноклассник Лебедева по московской английской спецшколе №17, и вовсе ночевал у него дома на диване».

Умение пользоваться связями и строить коалиции, то, что в наше время называют модным словом «нетворкинг» было уместно во все времена. На старте коммерческой деятельности оно помогло Лебедеву найти себе начальный капитал.

Лебедев уходит в большой бизнес, где первые успехи не заставляют себя ждать. Уже в 1995 году он – совладелец, конечно, наряду с частными компаньонами и компанией «Газпром», «Национального резервного банка», а в 1997-м – член политсовета де-факто правящей партии «Наш дом – Россия», руководимой премьер-министром РФ Виктором Черномырдиным. Но уже на этом этапе карьеры Лебедева трудно не заметить: «лондонские» связи с крупнейшими предпринимателями, «московские» с рядом госпредприятий и, откровенно скажем, олигархами,  бросающаяся в глаза благосклонность фортуны отнюдь не объясняет столь успешного продвижения по коридорам бизнеса и власти. За этим и каторжный труд по созданию и развитию собственных коммерческих структур, и блестящее (по признанию самых серьезных аналитиков) образование в самом широком круге областей . От досконального, в прямом смысле академического знания товарных рынков до удивлявшего едва ли не всех его друзей знакомства с прошлым и настоящим мировой и русской культуры, от не требующего «сверки» с документами или компьютерными файлами владения необходимыми данными рынков государственных долгов, золота, нефти, продовольствия – до глубокого, практически профессионального владения законами и традициями журналистики и пиара.

«Мы были совдеповскими чиновниками, которые в лучшем случае учили английский язык в школе, а он — видный джентльмен, дипломат, правильно говорит, отличный английский, знание экономики», — рассказывает со страниц того же «Forbes» бывший президент банка «Империал» Сергей Родионов.

Именно высокоточная работа с долгами – точнее, с унаследованной РФ  коммерческой задолженностью бывшего СССР – стала для Александра Евгеньевича, который лично курировал в НРБ это направление, источником главных доходов первой половины 90-х. И хотя конкуренты именно тогда начали точить на руководителя НРБ большой и по сей день остро режущий зуб, а Генеральная прокуратура при виде столь высоких доходов по привычке открыла уголовное дело (вскоре, впрочем, закрытое в связи с  явной безосновательностью), Лебедев по уже тогда выработанной привычке отвечал на атаки недоброжелателей лишь наращиванием оборотов. Ну и свойственными ему жесткими, порой на грани фола, демаршами и комментариями.

Лебедев никогда не опасался ставить свои имя и фамилию под тем, что делает. Не случайно тот же банк НРБ, в котором Лебедев, по ряду источников, даже не обладал контрольным пакетом, многие годы связывали именно с ним, а не с кем-то из других совладельцев-частных лиц.

Конфликтов он так же никогда не боялся – многим аналитикам даже казалось, что он идет на них сознательно, стараясь доказать свою правоту не кулуарно, а публично, дабы поставить бесчестные, по его мнению, методы конкурентной борьбы вне закона – если не федерального, то, по меньшей мере, нравственного. Биография Лебедева переполнена подзаголовками типа «Конфликт с Генеральным прокурором Юрием Скуратовым», «конфликт со службой экономической безопасности ФСБ», «конфликт с конкурентами из-за авиационных и аграрных проектов»… Этот список можно продолжать почти бесконечно – вплоть до сегодняшнего дня. Без упоминания об этой черте характера не понять ни сегодняшнего Лебедева, ни тех причин, по которым из одного из лидеров всех мыслимых «миллиардерских» рейтингов он превратился к началу 10-х годов нынешнего века в бизнесмена хоть и крупного, но никак не входящего, как прежде, в число небожителей.

Впрочем, в середине «нулевых» все шло успешно. В 2004 году Лебедев становится депутатов Государственной Думы от «Единой России». Вместе с другими совладельцами НРБ и при продолжающемся доброжелательном отношении сверху создает на основе банка «Национальную резервную корпорацию» – крупнейший холдинг, в которых входит более ста предприятий. Занимается благотворительностью «в особо крупных размерах», как выразились бы его недруги в силовых структурах – например, только Фонду имени Р.М.Горбачевой он жертвует в 2006 году более 190 миллионов долларов. Но конфликты продолжают сопровождать его. В июне 2007-го он переходит из «Единой России» в «Справедливую Россию» – в традиционных для него, как писали шутники, поисках справедливости. Но менее чем через год исключен из этой партии. Пытается в 2009-м году баллотироваться на пост мэра Сочи, но суд отменяет регистрацию – по спровоцированному, как утверждал сам Лебедев и его единомышленники, поводу.

Многие деловые партнеры отворачиваются от него.  За три года – с 2006-го по 2009-й – его озвучиваемое публично состояние уменьшается с $3,7 млрд (23-е место в списке самых богатых предпринимателей России) до $600 млн (63-е место). Последнее появление в рейтинге датируется 2012 годом – тогда журнал оценил состояние Лебедева в $1,1 млрд. Больше он в этом списке не появлялся.

Наконец, устав от постоянной борьбы с видимыми и невидимыми противниками, в 2012 году Лебедев официально объявляет о том, что уходит из бизнеса, желая «сосредоточиться на общественной и издательской деятельности». Сегодня трудно судить, насколько его решение было связано с предъявленным Следственным Комитетом РФ обвинением в «хулиганстве по мотивам политической ненависти» и «побоях по хулиганским мотивам». Речь о драке со скандально известным бизнесменов Сергеем Полонским на съемках телепрограммы «НТВшники» 16 сентября 2011 года. Разочаруем тех, кто уже открыл на своем компьютере YouTube в поисках записи случившегося: драки как таковой не было: Лебедев нанес Полонскому только один, и то не самый точный удар, после чего ведущие программы мгновенно развели «боксеров» по разным углам ринга – сиречь, студии.

«Признаю, что был неправ, и не вполне адекватно отреагировал на хамское поведение и угрозы в свой адрес, — пишет Лебедев в блоге на собственном сайте. – Хотя таких случаев на нашем телевидении – пруд пруди, и я, кажется, единственный, кто публично извинился. Но при чем здесь 213-ая статья Уголовного кодекса? Где там «хулиганство», да еще и «по мотивам политической ненависти»?»… Извинения не помогли – впрочем, и приговор Останкинского районного суда Москвы был не слишком суров: сняв обвинения по 213-й статье УК, суд приговорил Лебедева к 130 часам общественных работ – за нанесение побоев. Свой «срок» Александр Евгеньевич  отбыл в деревне Поповка Тульской области, ремонтируя тамошний детский сад, о чем вспоминает, кажется, не без удовольствия, слегка разбавленного вполне объяснимой иронией.

Как бы то ни было – из-за суда ли, из-за каких-либо неведомых причин, из никуда не девшегося стремления к справедливости – Лебедев прекращает бизнес-активность, ограничиваясь с тех пор поддержанием действующих бизнес-проектов. Теперь, похоже, его больше волнует объявленная им в марте 2017 года борьба с «международной финансово-оффшорной олигархией», выводящей из России на Запад и отмывающей там, по оценке Лебедева, более $1 трлн в год. Этой теме (и, разумеется, собственному опыту борьбы с силами зла) посвящена выпущенная им осенью 2017 года в издательстве ЭКСМО книга «Охота на олигарха». Вот один фрагмент из нее:

«Коррупция и мошенничество в международном масштабе не были бы возможны, если бы в интересах злоумышленников не работала целая индустрия по выводу, сокрытию и отмыванию «грязных денег». К их услугам многочисленные оффшорные юрисдикции, «гавани», специальные «инвестбанки», десятки тысяч лучших адвокатов и номинальных директоров фирм. Если человек похитил более миллиарда долларов и уехал в такую «гавань», привлечь его к ответственности становится практически невозможно. Срабатывает принцип: «Чем больше украл, тем меньше шансов на неотвратимость наказания». Я предлагаю сделать возврат украденного предметом целенаправленной государственной политики и задействовать для его реализации все имеющиеся в распоряжении государства инструменты».

Заявленная цель без сомнения благородна. Вызовет ли она интерес у тех, кто способен вести эту работу на властном уровне? Поверят ли они в Лебедева как в потенциального союзника? Трудно гадать. Да мы и не станем. Ясно одно: Александр Евгеньевич взялся едва ли не за самое сложное в своей жизни дело. Будет ли ему сопутствовать на этом пути удача, как то было в начале карьеры, или клубок проблем и конфликтов запутается окончательно?

Вячеслав Ганский