Гендиректор «Роза Хутор» Сергей Бачин на ПМЭФ: «Европе до нас далеко»

28 мая 21:17

В Санкт-Петербурге одной из тем Международного экономического форума стало обсуждение возможностей туристической отрасли. Свои предложения по развитии это сферы экономики высказал Сергей Бачин, гендиректор курорта «Роза Хутор» в Сочи, руководитель группы компаний «Агранта». Сергей Бачин также дал интервью главному редактору портала «Правда.Ру» Инне Новиковой, где ответил на довольно острые вопросы, касающиеся конкурентоспособности наших мест для отдыха с зарубежными предложениями.
— Сергей Викторович, приятно вас видеть на форуме, отмечу, что на нем представлено очень много интересных проектов. Действительно видишь, что жизнь в России кипит, бизнес действует, появилось новое поколение бизнесменов. Вы являетесь генеральным директором становящегося популярным в России курорта «Роза Хутор». Старт был дан, я так понимаю, с Олимпиады 2014-го года в Сочи. Давайте с вами поговорим о перспективах курорта, каким вы видите путь его дальнейшего развития?
— Мы развиваемся, развивается вся наша страна, и туризм. Четыре года мы работаем после Олимпиады, и у нас действительно каждый следующий год выдается лучше предыдущего. Если посмотреть на этот год, на 2018-ый, то за зимний сезон мы приняли примерно на 15 процентов больше туристов, чем в прошлом году. Накануне летнего сезона мы подводили итоги этой зимы — мы получили 920 000 туристов. Это действительно очень солидная и большая цифра, мы видим, что народ к нам едет, видим, что востребованы. И это здорово! Потому что действительно наш курорт стал абсолютно конкурентоспособный. Сейчас мы видим такую ситуацию: многие европейские курорты не дотягивают до того уровня сервиса, до того уровня удобства и красоты, который мы предоставляем своим туристам.
— «Роза Хутор» – это горнолыжный курорт с прекрасными трассами, которым и европейские курорты могут позавидовать. Но в России очень популярен пляжный отдых, что делать летом на горнолыжном курорте?
— На самом деле мы не горнолыжный курорт — даже в описаниях «Роза Хутор» мы указаны как горный курорт. То есть зимой он работает для любителей горнолыжного вида спорта, а летом он горный курорт, для отдыха в горах, для ведения здорового образа жизни. Мы предоставляем всевозможные услуги для желающих путешествовать на горном велосипеде, пешие туры по горным тропам и местам, где можно провести лето в горах. И в этом смысле наш курорт уникально расположен — очень близко к Сочи, и мы предоставляем возможность людям, отдыхая в горах, ездить на морской пляж. За счет того, что от пляжа до нас всего лишь 30-35 минут езды, это приводит к тому, что у нас количество летних посещений за эти четыре года превосходит количество зимних. Более того, если раньше мы видели, что туристы приехали отдыхать и купаться, поджарившись на солнышке, они выбирают один день, чтобы посетить горы и отдохнуть. Сейчас мы видим тенденцию (и будем ее развивать): туристы приезжают именно в горы и останавливаются у нас, а на море иногда ездят искупаться. И вот этот образ жизни, я бы сказал — образ отдыха, он завоевывает популярность. Отмечу, что он дает больше здоровья и укрепляет иммунитет больше, чем просто лежание на пляже целыми днями.
— Сергей Викторович, у таких курортов все-таки немного особенные пути развития. В горах есть потрясающие, фантастической красоты места, но туда просто не добраться, не доползти ни на осликах, ни на машинах. И очень важно строительство подъемников, фуникулёров, дорогостоящей инфраструктуры, которая поможет увидеть все эти красоты…
— Вся та инфраструктура, которая создана для горнолыжников, может использоваться и для тех, кто хотел бы увидеть горы летом. Соответственно, эти люди могут пользоваться подъемниками, мы специально для этих людей делаем «экологические тропы», ежегодно добавляем достаточно интересные новые маршруты. У нас сейчас есть маршрут в Парк Водопадов, маршрут по Хребту Аибга, мы собираемся сделать маршруты в соседние долины. У нас есть программа на несколько лет вперед: как и где такие маршруты будут появляться. И я могу даже про себя сказать, что мне больше сейчас нравится строить и развивать летние маршруты, чем зимние. Они правда очень интересные. Это богатейшая, красивейшая флора, фауна – все это перед вами, дыхание перехватывает, они просто замечательные!
— Почти миллион – это весомо, но понятно, что у вас еще впереди огромный-огромный резерв – можно еще много людей пригласить. Есть понимание, на какую категорию отдыхающих вы рассчитаны, с каким достатком, какими предпочтениями?
— Основной наш турист – это представитель среднего класса. Получается, что спектр отдыхающих у нас людей весьма широк, но при этом у нас есть возможности как для более дорогой, более элитной группы туристов, так и весьма демократичные предложения. Если вы посмотрите на инфраструктуру затрат, которые несет турист, скажем, зимой, то в этой структуре очень большое значение имеет место и условия проживания. То есть, какой для себя человек сделал выбор, сколько он тратит на гостиницу. Получается, что, конечно, те гостиницы, которые очень близко расположены к трассам, так называемый, «ски аут», они действительно дорогие, там могут себе позволить проживать люди с большим достатком. Но рядом есть инфраструктура Красной Поляны, соседние курорты и гостиницы, которые не обладают такой замечательной зоной катания, как у нас, но они обладают средствами размещения. И в этом смысле более экономно ориентированные туристы, могут проживать чуть подальше, они готовы добираться до наших подъемников в течение 20-30 минут, но платить за это гораздо меньше. Это позволяет принимать на нашем курорте группы туристов с разными финансовыми возможностями. А вообще наш «ски пасс» вообще дешевле, чем аналогичные «ски пассы» в Европе, и тем самым мы обеспечиваем возможность широкому кругу россиян у нас отдохнуть.
— Но те, кто может себе позволить дорогой отдых, выбирают более «модные» с точки зрения людей их круга места — тот же Куршавель, в Альпах или в Швейцарии. Это такой уровень своеобразный презентабельности — насколько вы заинтересованы в такой вот презентации ваших курортов, именно с точки зрения «модного места» для состоятельных россиян?
— А я вам скажу, что «Роза Хутор» уже стал модным местом. Те, для кого важен статус «модного места», они все у нас. Вот эта дорогая группа населения, которая склонна тратить большие деньги, они обычно ездят в течение сезона на курорты несколько раз. За зиму они посещают минимум два, но чаще – четыре-пять мест для катания. И «Роза Хутор» в списке «модных мест» четко стала таким обязательным для посещения курортом — хотя бы раз в сезон. Вы говорите «Куршавель» — но они и туда не ездят по два раза за сезон, и мы стали в этом смысле частью… назовем это «Золотого Кольца зимнего горнолыжного отдыха». Скажем, если посмотреть ресторанную историю «Роза Хутор», которая у нас развилась на курорте, то по качеству и по «модности» наш сервис и кухня фактически превышают, наверное, почти любой курорт Европы. Мы очень в этом смысле модные и очень мега-современные.
— Вот сейчас обсуждаются некие меры по защите наших курортов и туроператоров от западных конкурентов. В частности, тут буквально на днях обсуждалась инициатива запретить на территории России популярный сайт booking.com. Через него многие путешественники, в том числе и российские туристы заказывают и бронируют себе путевки. Как вы относитесь к этому, и готовы ли вы к прямой конкуренции с вашими западными конкурентами?
— Смотрите, для «Роза Хутор» такие сайты вообще не являются сколь-нибудь значимыми конкурентами. Потому что у нас очень большая доля собственных, прямых продаж — до 80%. Мы очень узнаваемы в России, соответственно, для того, чтобы к нам попасть, можно просто зайти на наш сайт и оформить любую поездку. В этом смысле для нас есть Booking.com, нет Booking.com — уже все равно. Он не является для нас каким-то критично важным ресурсом или помехой. Ваш вопрос, скорее, адресован не к «Роза Хутор», как таковому, а в целом к ситуации – «как быть». Здесь я бы сказал, что важнее посмотреть системно как работают западные туристические не просто компании, а именно государство. Например, в Турции или Египте очень четкие существуют государственные программы, субсидируемые и финансируемые государством по продвижению туризма. И в этом смысле я бы больше говорил здесь о том ,что нужно перенять и предпринять нам. Например, вот у нас есть Агентство по туризму — государственная федеральная структура, и необходимо создать условия, и бюджет соответствующий, чтобы была возможность рекламировать Россию как туристический дестинейшн в целом. Наше государство, находясь на единой конкурентной площадке с зарубежными странами, должно примерно так же выступать и меры поддержки туристической отрасли предлагать. Я даже могу такие примерные цифры привести, подчеркну — очень приблизительные. Посмотрите на долю ВВП, которую сельское хозяйство обеспечивает для страны и на долю ВВП, которую обеспечивает туризм. Так вот, доля ВВП примерно одинаковая, примерно 3-4 процента. Но при этом общее количество субсидий, которое идет на сельское хозяйство (могу привести примерную цифру) около 200 миллиардов рублей. Общая сумма субсидий, которые идут на туризм — 3-4 миллиарда рублей. Полагаю, что к туристической отрасли надо подойти хотя бы так же, как к сельскохозяйственной. И тогда тот успех, который демонстрирует сельское хозяйство — и сейчас все о нем говорят, — такой же успех продемонстрирует и туристическая отрасль в стране.
— Но сельское хозяйство считается такой более насущной сферой, а туризм -это уже отдых, досуг…
— Туризм – это такая же экономика, драйвер роста некоторых регионов, такой же элемент нашей жизни, который обеспечивает занятость. Туризм обеспечивает целесообразность существования целых регионов, целых направлений, поэтому это очень важно и это надо развивать.
— Что важнее — развивать туризм внутри России или привлекать в качестве туристов иностранцев?
— И то, и то надо. Опять же, если говорить про «Розу Хутор», то для нас более важен внутренний турист, чем иностранный турист. Потому что очень много туристов уже сформировалось, которые привыкли к европейскому стилю отдыха. Это, как правило, состоятельные россияне, и для нас важнее этих состоятельных россиян к себе заманить. Во-первых, они уже готовы к определенному виду отдыха, во-вторых, они тратят больше, чем иностранцы, которых мы принимаем… Скажу так: на мое любое рекламное усилие отдача будет больше от российского туриста, чем от иностранца. Поэтому мы сконцентрировались на нем. Но если мы в целом говорим про страну, то, конечно, для страны интересно побороться за определенную долю потока международного туриста, чтобы они заезжали к нам. А для этого, подчеркну, надо очень системно подойти к отрасли в целом.