Итоги развития здравоохранения за последние годы — десятки тысяч спасенных жизней
С тех пор как Татьяна Голикова покинула пост Министра здравоохранения и социального развития в 2012 году, отечественная медицина пошла своим, довольно интересным путем.
Реформаторскую идею, когда региональные министерства наделили абсолютной автономией, решили не продолжать — слишком губительными оказались последствия. Самостоятельность ведомств на местах приводила к тому, что закупки лекарств, медицинского оборудования никто (кроме губернатора, который и назначал Министра) не контролировал. Да и проблемы на местах приходилось решать исключительно самостоятельно, что особенно тяжело давалось дотационным регионам.
Новое Министерство здравоохранения консолидировало 85 субъектов в единую систему, контролирующую абсолютно все аспекты: от закупок таблеток и ремонта в больницах, до количества принятых пациентов и оценки качества медицинской помощи.
Голикова известна, прежде всего, как новатор с финансовой точки зрения: сокращение койко-мест, сокращение неиспользуемых фельдшерских акушерских пунктов и больниц. Сэкономить действительно получилось. Оценить эффективность принятых мер стало возможно лишь по прошествии нескольких лет. Как итог – принято решение к возвращению медицинских учреждений. Почему? Потому, что оказание первой помощи – это не роскошь, которой должны пользоваться исключительно жители крупных городов, а реальная необходимость всем без исключения гражданам России. Каждый год в деревнях и селах вновь открываются медицинские пункты, только в 2017 году введено в эксплуатацию 513 новых объекта здравоохранения, 55 мобильных диагностических комплексов (чтобы люди в небольших населенных пунктах могли проходить обследование на местах) и почти полторы тысячи новых автомобиля скорой помощи.
Возможно, финансист задастся вопросом, сколько рублей стоило такое вливание в здравоохранение. Ответ очень прост – десятки тысяч спасенных жизней.
Подход централизованного управления здравоохранением в России привел к тому за последние 6 лет мы наблюдаем редчайший даже для Европейских стран случай – ежегодное уменьшение смертности и увеличение средней продолжительности жизни (данные Росстата). На данный момент она достигает исторического максимума – 72.7 лет. В нашей стране наконец-то количество новорожденных превышает количество умерших, а это, согласитесь, надежда на светлое будущее.
Борис Нефедов