12.12.2018 18:25

Каждый сотый самолет в Шереметьево заправляется ворованным топливом

19:30 12 апреля 2018

Около одного процента авиационного топлива в аэропорту «Шереметьево» не проходит через узел учета топливно-заправочного комплекса (ТЗК).

Из обращения президента «Транснефти» Николая Токарева в Минтранс и силовые органы, о котором рассказали «Ведомости», неясно, проходит ли это топливо контроль качества. По мнению Токарева, «незаконный оборот топлива не гарантирует контроля его качества, что, в свою очередь, может повлечь авиакатастрофы".

«Транснефть» выявила недостачу авиационного керосина при анализе данных о приеме, транспортировке и сдаче топлива грузополучателям с мая 2016 года по декабрь 2017 года по трубопроводам Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы (КМНПП), по которому снабжаются авиационным керосином аэропорты "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово".

В ходе проверок, говорится в обращении компании, направленном в Минтранс, ФСБ, МВД и Генпрокуратуру, обнаружены признаки, указывающие на "возможные хищения топлива через несанкционированные врезки" в КМНПП с использованием отводов на топливно-заправочный комплекс (ТЗК) "Шереметьево" (75% принадлежит "Роснефти") и "Газпромнефть-аэро", а также выведенных из эксплуатации отводов на нефтебазу "Павельцы" в Химкинском районе Московской области. Всего исчезло 15,4 тыс. тонн топлива на сумму более 285 млн рублей.

За указанное время силами охранных подразделений «Транснефти» и силовых органов было выявлено и ликвидировано 22 несанкционированные врезки в линии КМНПП, по которым осуществлялась транспортировка авиационного керосина. При этом силовикам «не удалось» установить обстоятельства хищения и виновных лиц. Соответственно, как сообщает Токарев, «факты недостачи нефтепродуктов продолжают иметь место. Полученные данные свидетельствует о возможном наличии неустановленных способов хищения нефтепродуктов. Объемы, способы, длительный период времени хищений топлива, используемые технические средства, способы реализации похищенного могут свидетельствовать о совершении длящегося преступления организованной группой лиц, к которой причастны работники различных организаций».

Опрошенные редакцией специалисты согласны, что сделать отвод от трубы КМНПП до счетчика топлива перед ТЗК и наладить систему его сбыта воздушным судам может только команда численностью не менее 10-15 человек. «Ведомости» приводят слова топ-менеджера московского аэропорта, которые считает, что "ворованный керосин не может попасть в самолет в крупном аэропорту. У ТЗК во всех московских аэропортах есть лаборатории по контролю за качеством керосина». Другие с этим не согласны. В чем отличие керосина, взятого из трубы до и после счетчика?, удивляется один из респондентов.

«Шереметьево» ежегодно заправляет в самолеты около миллиона тонн авиационного топлива. «Если один процент топлива проходит мимо счетчика ТЗК, для него это мелочь, а для участников схемы – хорошая прибыль. Есть возможность поделиться с контролерами и силовиками», – уверен эксперт.

Минтранс категорически отказался разбираться в воровстве топлива: ведомство «не обладает соответствующими полномочиями». Прокуратуре территориальные органы МВД, где проходит труба, не подконтрольны, а в МВД «заносит данные о нарушения в книгу учета» и продолжает «проверочные мероприятия».

Топливо воруют по-прежнему, а «находящаяся в федеральной собственности Компания терпит значительные убытки», констатирует Николай Токарев.