12.12.2018 19:39

Язык ваш – враг наш

18:47 09 апреля 2018

Латвия избавляется от своего главного идеологического врага – русского языка. Скандальный закон Сейм принял 22 марта, наплевав на интересы почти половины населения Латвии. Из школьной программы русский язык должен исчезнуть совсем. Исключение составят уроки русской литературы и русского языка.

Отношения России и Прибалтики уже давно вышли за рамки «мир, дружба, шпроты» - бывшие братские республики сворачивают взаимоотношения без дипломатических нот. И дело не ограничилось «бронзовой войной». Так в прошлом году правительство Латвии приняло решение не поддерживать проект строительства газопровода «Северный поток-2», несмотря на очевидную упущенную выгоду.

Пока трудно прогнозировать, чем завершится попытка отучить русских жителей Латвии говорить на родном языке, но русофобская политика прибалтийских стран уже лишила их бюджеты надежных доходов. Яркий пример: разворот российского транзита из прибалтийский портов в Россию. Нефтяники за последние три года резко переориентировались с традиционных ранее Венспилса, Клайпеды, Таллина и Риги на Усть-Лугу, Приморск, Высоцк и Выборг. Об этом, в частности, пишет «Комсомольская правда» в статье «Балтийский транзит».

По планам прироста грузооборота морских портов России на Балтике почти половина будет обеспечена за счет переориентации российских грузопотоков из портов Прибалтики на отечественные порты. До 2020 года объем грузооборота составит около 60 млн тонн. Большую роль в реализации этих планов играет проект «Север» («Кстово - Ярославль - Кириши – Приморск»).

Идея проекта «Север» возникла сразу после распада СССР, параллельно с проектами БТС-1 и позже БТС-2, когда портовая инфраструктура советской державы осталась на территории Прибалтики.

Латвийский Вентспилс был крупнейшим балтийским портом СССР. В том числе, для экспорта нефти и нефтепропродуктов. Когда бывшие республики стали усиливать экономический нажим на Россию, страна решила наращивать мощности собственных балтийских портов.

В 2017 году объем перевалки через Приморск составил 44 млн тонн нефти и 15,9 млн тонн нефтепродуктов. В 2018 году планируется экспортировать 34 млн тонн нефти и 18,3 млн тонн дизеля. Планы на 2019 год –31 млн тонн нефти и 19,8 млн тонн нефтепродуктов, на 2020 год – 31 млн тонн и 23,9 млн тонн соответственно. Увеличит экспорт дизельного топлива и подключение к проекту «Север» в 2018 году татарстанских заводов.

- Нам надо было формировать новые портовые комплексы, которые могли бы выполнять функции, ранее принадлежавшие портам Балтии, – комментирует эксперт Михаил Соловьев. – Однако еще долгие годы Россия продолжала кормить прибалтийскую экономику, притом, что прибалты не забывали при случае «пнуть» нас в угоду своим западным партнерам».

К появлению Приморска в Прибалтике отнеслись очень болезненно. Латвия пыталась заставить Россию возобновить поставки нефти в Вентспилс через Европейскую комиссию.

При этом грузооборот российского нефтяного конкурента на Балтике – Вентспилсского порта – стагнирует. Если в 2012 году через Вентспилс переваливалось 30,3 млн тонн грузов, то в 2017 году он составил 20,04 млн тонн. Одновременно с этим рос грузооборот портов Балтийского бассейна России (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Задача выполнена, пишет «Комсомольская правда», принципиальное решение вопроса с экспортными потоками нефти и нефтепродуктов на Балтике состоялось. За 2016-2017 годы общий грузооборот увеличился на 7,2% – почти на 17 млн тонн, достигнув цифры в 247,5 млн тонн. Российский же транзит энергоносителей через Вентспилс продолжает падение.

Как говорится, хозяин – барин. Но как бы не вышло так, что азартные упражнения в ненависти к России не превратились для Прибалтики в иллюстрацию известной поговорки: «Пойду, назло маме уши отморожу».

Мария Буторина