Латвия теряет русский язык и транзит российских грузов

09 апреля 11:07

В Латвии принят закон о переводе школ национальных меньшинств на латышский язык обучения. Против закона проходили многочисленные акции протеста, но латвийские политики не прислушались к требованиям людей, хотя в двухмиллионной Латвии около сорока процентов жителей — русскоязычные.

Пока трудно прогнозировать, чем завершится попытка отучить русских жителей Латвии говорить на родном языке, но русофобская политика прибалтийских стран уже лишила многих их граждан и бюджеты надежных доходов. Яркий пример: разворот российского транзита из прибалтийский портов в Россию. Железнодорожники и нефтяники за последние три года резко переориентировались с традиционных ранее Венспилса, Клайпеды, Таллина и Риги на Усть-Лугу, Приморск, Высоцк и Выборг.

В Латвии и Эстонии на долю услуг транспорта и хранения в ВВП приходится 8%, Литвы – 7,7. Еще в два года назад KMPG подсчитали, что в случае потери всего транзита из России только экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%. Похожая картина в Эстонии.

Крупнейшим балтийским портом СССР был латвийский Вентспилс. Через него шел на экспорт самый большой поток нефти и нефтепропродуктов, здесь был построен один из крупнейших в стране перевалочных терминалов жидких химических веществ, а также калийных солей. Зависимость России от транзитных стран не сразу, но вполне логично была осознана как угроза национальной безопасности, и преодоление этой зависимости стало стратегическим приоритетом.

Была расширена мощность порта Санкт-Петербурга, но это не решало проблемы – размеры и мощность порта ограничены питерской застройкой и логистикой доставки грузов через питерскую агломерацию. Поэтому сразу же был разработан проект «Север», в рамках которого началось строительство порта Приморск на северном берегу Финского залива и Балтийской трубопроводной системы (БТС). Первая очередь БТС-1 Кириши-Проморск мощностью 12 млн тонн в год была открыта 27 декабря 2001 года. Система постоянно совершенствовалась, и в конце 2006 года ее мощность выросла до 74 млн тонн.

В июне 2009 году началось строительство нефтепровода БТС-2, ведущего к порту Усть-Луга на южном берегу Финского залива. Отгрузка нефти из Усть-Луги началась в марте 2012 года. В 2016 году через порт прошли 30,1 млн тонн нефти, в 2017-м – 32,7 млн тонн. А проект второй очереди БТС-2 расширяет пропускную мощность Усть-Луги до 38 миллионов тонн.
Строительство БТС-1 и БТС-2 освободило Россию от зависимости от портов Прибалтики в экспорте нефти и нефтепродуктов, нефтяные реки повернули в российские порты.

Прибалты до последнего не верили в отказ России загружать их порты. Когда поток нефти на Вентспилс иссяк, они пытались заставить Россию возобновить транзит через Европейскую комиссию, но безуспешно.

О потерях Латвии можно судить по загрузке Вентспилсского порта. В 2012 году через него прошло 30,3 млн тонн грузов, в 2017 – 20,04 млн тонн. Значительно снизился объем транзита через Вентспилс нефтепродуктов и каменного угля, поставки которых шли в основном из России. Одновременно с этим рос грузооборот портов Балтийского бассейна России (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). За 2016-2017 годы он увеличился на 7,2% – почти на 17 млн тонн, достигнув цифры в 247,5 млн тонн.

Однако российская нефть по-прежнему дает заработать прибалтийским портам благодаря экспорту нефтепродуктов из Белоруссии, изготовленных из российского сырья. Белорусы жалуются, что тарифы российских железных дорог слишком высоки, и им выгоднее отправлять нефтепродукты в Бутинге и Клайпеду. Но и это не надолго. Очевидно, решение вопроса – предмет для политических договоренностей на высшем уровне. Учитывая близкие партнерские отношения наших стран, это вопрос месяцев.