Аутсорсинг логистики избавляет бизнес от убытков

27 декабря 22:33

Объем рынка 3PL (Third Party Logistics — передача части или всех функций логистики третьей стороне) в РФ ежегодно растет. По прогнозам экспертов скоро он достигнет 220 миллиардов рублей.

По информации европейской компании Eye for Transport, профессионально анализирующей рынок логистики, 300 из 500 европейских транспортных компаний сотрудничают по крайней мере с одним поставщиком 3PL-услуг. Для торговых компаний логистика — не профильное направление деятельности, и результаты «Ежегодного логистического исследование 3PL» за 2017 год показали, что аналитика 3PL помогает разрабатывать альтернативные транспортные решения для 71% отправителей грузов.

Аналитики ГК «Деловые Линии» отмечают, что популярность 3PL-услуг в российском бизнесе стабильно растет. За десять месяцев 2017 года выручка «Деловых Линий» по этому направлению выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Но при этом российский бизнес по-разному относится к привлечению 3PL-компаний.

Кто-то уже давно оценил преимущества данного вида услуг, кто-то обращается к ним параллельно с собственной логистикой, а кто-то до сих пор не считает целесообразным аутсорсинг логистики и содержит автопарк, склады (а значит, несет все издержки, например, когда в один конец машина идет загруженной полностью, а обратно она «везет воздух», что в два раза поднимает стоимость перевозки).

Некоторые опытные компании, работающие уже много лет и вложившиеся в собственные службы, не хотят отказываться от уже осуществленных затрат и усилий. Но это может поглотить ресурсы и спровоцировать упущение выгоды.

Частичный аутсорсинг

«Складскую логистику, управление запасами и доставку товара в сеть (70%) организуем сами, на оставшиеся 30% привлекаем перевозчиков, — сообщил директор по логистике сети магазинов «Семь+Я» Алексей Мясников. — Это вопрос целесообразности: нет необходимости содержать грузовой автопарк для организации доставки товара от производителей, если на рынке эта услуга дешевле».

Вместе с тем Мясников отметил потенциальные выгоды от использования 3PL-провайдеров, связанные с тем, что аутсорсинг дает возможность сосредотачиваться на профильных направлениях.

«Прекрасно налаженная логистика — это важнейшее конкурентное преимущество для любой компании, и неважно, о какой логистике идет речь: закупочной, товарной или же складской. На сегодняшний день услуги 3PL-провайдеров в России, конечно, востребованы, но не во всех сегментах рынка. Скорее они интересны компаниям с большими оборотами и крупными постоянными товарными потоками — например, предприятиям нефтегазовой отрасли или сетевым торговым операторам. Им, конечно, выгоднее отдать всю логистику на аутсорсинг по модели 3PL и сосредоточиться на основной деятельности, — говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. — Мебель все же во многом уникальна, особенно если речь идет о продукции высокого качества. Несмотря на поточное производство, такая мебель изготавливается по индивидуальным заказам и точно так же осуществляется и логистика».

Шестаков также заявил, что Первая мебельная компания отдает много времени и ресурсов формированию и совершенствованию собственного департамента логистики и в Москве и Санкт-Петербурге доставляет мебель до покупателя своими силами и за свой счет.

Запуск собственной службы логистики — это существенные финансовые и временные затраты. Компании, не обладающей опытом организации внутренней логистики, может понадобиться от полугода на запуск (поиск и аренда склада, транспортных средств, наем персонала и так далее) и еще год или больше на отладку всех логистических процессов.

Но и этот вариант при создании с нуля может быть лучше, чем эксплуатация давно созданной и не слишком эффективной логистической службы, затраты на переформирование которой достаточно велики. При этом нужно учитывать, что любое изменение сопровождается этапом, на котором процессы и затраты дублируются.

В чем заключаются самые распространенные ошибки и сложности у компаний, самостоятельно осуществляющих логистику?

«Во-первых, растет удельная доля постоянных затрат, что в низкий сезон может влиять на эффективность бизнеса, — отвечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. — Во-вторых, может иметь место неэффективное использование складов и транспорта, что ведет к увеличению логистических расходов на единицу продукции — особенно когда поток грузов идет только в одну сторону, а это обычная ситуация для почти любой розничной сети. В-третьих, может возникать внутреннее противоречие между целями логистики компании и целями бизнеса — как пример, требование бизнеса в увеличении количества поставок и уменьшении партий (когда речь идет, к примеру, о скоропортящихся продуктах питания) при прямо противоположных целях логистов».

В ГК «Деловые Линии» отметили, что востребованность 3PL у крупных компаний растет быстрее, чем у средних и малых. Конкурентным преимуществом 3PL-провайдера здесь становится аналитическая поддержка, помогающая оптимизировать бизнес-процессы вместе с чисто логистическими.

«М.Видео» выступает сторонником аутсорсинга всех непрофильных функций, в том числе логистических — компания арендует распределительные центры и привлекает перевозчиков, — рассказывает директор по управлению поставками, дистрибуцией и логистикой «М.Видео» Ирина Дементьева. — ИТ-инструменты и выстроенные тендерные процедуры позволяют получать максимальный уровень качества со стороны партнеров при четком контроле расходов. При этом мы активно инвестируем в ИТ и используем все доступные технологии, например, математические модели на основе big data, что позволяет компании эффективно управлять запасом товаров и планировать цепочки поставок».

Ирина Дементьева также дополнила, что сеть «М.Видео» считает целесообразным сотрудничество с несколькими 3PL-провайдерами.

Не просто доставка

«Лучшее решение — это интеграция центров компетенции ритейлера и его партнеров для создания совместных процессов логистической поддержки бизнеса. Именно такая «умная» интеграция позволяет получать синергию и качественно выполнять каждодневные операции. За счет гибкого подхода «М.Видео» на фоне роста продаж в онлайне реализовала первый в России проект по сборным перевозкам в сегменте бытовой техники и электроники, — отметила Ирина Дементьева. — В результате сроки доставки товаров с центрального склада «М.Видео» в Москве до десятков городов сократились втрое».

Логистические процессы, которые базируются на оперативных данных, могут направить бизнес на новые рынки. 3PL-оператор может предоставить аналитику спроса в зависимости от региона или местоположения и оптимизировать товаропоток по конкретным точкам.

Как раз таки возможности аналитики помогут в бизнесе малым и средним компаниям, но они не всегда понимают, что 3PL-провайдер — это не только перевозки.

«Под типичными для 3PL-оператора сервисами подразумеваются услуги по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственное хранение и складские операции, перевозка товаров и кросс-докинговые операции, — говорит Фарид Мадани. — Мы же, помимо типичных операций, предлагаем своим клиентам уникальные ИТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с клиентом, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой, и многое другое».

Такие сервисы могут применяться и в рознице. Владельцам магазинов стоит задуматься и об онлайн-торговле, и об оптимизации офлайн-торговли, включая досконально просчитанный ассортимент на каждой точке. И если большие данные — все еще нечто непонятное для бизнесменов старой формации, то настало самое время поставить анализ, доступный большим корпорациям, на службу малому бизнесу.