Как решить транспортные проблемы Северной столицы: мнения экспертов

09 ноября 22:20

Известно, что Санкт-Петербург является важнейшим транспортно-логистическим центром не только в системе Северо-Западного района, но и для всей России. Именно через этот город проходят основные сухопутные и морские пути. И при создании нового Генплана Петербурга главная задача – сформировать оптимальную транспортную модель для комфортного перемещения грузов и пассажиров.

Уникальность Петербурга – прежде всего в том, что географически город находится очень близко к европейским странам и имеет выход к Балтийскому морю, отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Именно Петербург обеспечивает часть транзитных грузовых перевозок из Европы в Азию, ведь через город проходит несколько транзитных коридоров: «Север-Юг» (связь между странами Балтии и Индией через Иран), панъевропейский коридор N 9 (граница с Финляндией — Санкт-Петербург — Москва — граница с Украиной) и его ответвления: Санкт-Петербург — граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой — Калининград. Петербургобеспечивает экспорт российского сырья, – а также поставки в страну импортных товаров, материалов и оборудования.

Также эксперты отмечают важность морского сообщения в Петербурге. С точки зрения транзитных перевозок Петербург важен, в первую очередь для доставки грузов через порт с последующей их перевозкой по железной дороге в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Киргизию и Таджикистан.

Новый Генплан

Однако, несмотря на уникальное положение и значение Северной столицы для всей России – существуют определенные проблемы, которые требуют решения. Так, считают аналитики, есть дисбаланс между темпами развития портов, крупных транспортных узлов и смежной транспортной инфраструктурой. Для решения накопившихся проблем, прежде всего,необходимо строительство новых дорог и железнодорожных подъездных путей на портовых терминалах, удаленных от мегаполиса. Также нужно упрощать процедуру погрузки и формирования ускоренных контейнерных поездов из портов Петербурга на самые востребованные направления.

Однако, по мнению Александра Лашкевича, формирование транспортно-логистических и складских центров само по себе не повысит привлекательность региона. Эксперт уверен, что сначала нужен спрос на данные услуги, а сейчас в СЗФО нет недостатка логистических центров.

Как сообщил в рамках ежегодного международного Инвестиционного форума Петербурга вице-губернатор Игорь Албин, представители бизнеса и власти сейчас будут вместе работать над новым Генеральным планом Санкт-Петербурга – и в том числе над формированием новой транспортной схемы.

По мнению старшего юриста адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»Алексея Карчемова, основным направлением для работы является выработка эффективных решений применительно к перераспределению грузопотоков. «Первоочередной задачей является интенсификация развития инфраструктуры данных портов, а также примыкающих к ним транспортных узлов. Если речь идет непосредственно о Большом порте Санкт-Петербург, то, как видится, по причине имеющихся территориальных ограничений основные усилия должны быть направлены на качественное развитие и эффективное использование имеющейся инфраструктуры, в том числе аванпортов (внешних частей порта), в рамках модернизации и оптимизации технологических процессов»,— заявил господин Карчемов.

Упрощение таможни

Для оптимизации процесса грузоперевозок, нужно ускорить и упростить российские таможенные процедуры, в частности, на границе Северо-Запада с другими странами. Эксперты отмечают, что важно интегрироваться в европейские таможенные технологии.

Так, Алексей Карчемов предпочитает говорить о сопряжении таможенных технологий Европы и России.
По мнению Александра Лашкевича, ускорить и упростить таможенные процедуры можно, продолжив развитие принципа «единого окна». Автоматизация и оптимизация процессов и переход на электронный документооборот может значительно изменить ситуацию к лучшему, считает аналитик.