Быть ли дефициту полувагонов или «Ростех» договорится с ОАО «РЖД»

21 октября 13:43

Возможно, если бы представители «Ростеха» в 2015 году могли предугадать, к каким последствиям приведёт подписание ими договора с ОАО «РЖД» и передача его дочерней компании в аренду полувагонов, они не стали бы подписывать злосчастный договор. Но, в тот момент никто не думал о дефиците активов, о возможности роста тарифов. Хотя предпосылки для всего этого уже были на тот момент, пишет «ПРАЙМ».
Откуда возник дефицит
Достаточно вспомнить, что президентским указом был существенно сокращен допустимый эксплуатационный срок службы железнодорожного транспорта, используемого для грузовых перевозок. В результате такого сокращения компаниям пришлось избавиться от 200 тысяч единиц вагонов, из которых, по мнению специалистов, полувагонов было не менее 100 тысяч. Тонны металла были отправлены на металлолом, и в результате этого вполне прогнозировано возник дефицит полувагонов. Количество тех, кто хотел бы пользоваться транспортными услугами грузовых железнодорожных перевозчиков, постоянно росло, но те не могли предложить достаточное количество вагонов своим заказчикам. Приходилось ждать, оптимизировать маршруты и подключать логистов к разрешению этих вопросов.
Как обстоит ситуация на данный момент? Издание Коммерсант на своих страницах приводит результаты одного экспертного исследования. Так, были взяты показатели за текущий месяц, и на примере ОАО «РЖД» было продемонстрировано, сколько же вагонов сейчас не хватает. Оказалось, что цифра составляет 16 тысяч единиц железнодорожного транспорта. И это при условии, что нет отклонений от графика. Если таковые наблюдаются — дефицит возрастает.
Понятно, что объяснить эту цифру могло бы списание старых вагонов. Но, по мнению специалистов, это далеко не конец истории. У неё может быть продолжение и дефицит вырастет, если дочка «РЖД» передаст компании «УВЗ-Логистик» парк полувагонов, которые она предоставила ей в аренду в 2015 году.
Почему выросли тарифы
Перспективы роста дефицита пугают представителей отечественного бизнеса также сильно, как и прогнозы роста тарифов за услуги. Чего только стоит скачок, произошедший в период с 2015 по 2017 год. Если раньше аренда полувагона в сутки составляла 560 рублей, то сегодня предприниматель должен выложить из кармана за аренду того же вагона порядка 2 тысяч рублей. Не сложно подсчитать, насколько увеличилась прибыль компаний, предоставляющих вагоны в аренду по такой завышенной цене.
Примечательно, что инициатором повышения цен в своё время выступила уже известная компания «ФГК». Её примеру поспешили последовать другие компании. И хотя государство пыталось отрегулировать размеры тарифов, повлиять на процедуру формирования тарификации оно не смогло. «РЖД» заплатило штраф в размере 400 тысяч рублей и продолжило получать многомиллионные прибыли. Согласно самым скромным подсчетам прибыль этой компании в год с новыми ценами составила уже сумму в сотню миллиардов рублей.
Но если «Ростех» будет использовать вагоны, которые вернёт, есть надежда, что тарифы не вырастут.