Эксперт: ««На ком лежит большая вина за многомиллиардные потери промышленных компаний в сделках с ПФИ?»

18 октября 12:18

По мнению замгендиректора по инвестициям инвесткомпании «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, более строгое определение понятия «квалифицированный инвестор» помогло бы избежать судебного спора между «Транснефтью» и Сбербанком. Об этом сообщает ИА REGNUM.

Спор этот возник по причине заключенной между сторонами в 2014 г. сделки о приобретении валюты по фиксированной стоимости с опционами. Сбербанк, как опытный игрок на рынке, не удосужился посвятить «Транснефть» во все нюансы работы с таким сложным финансовым инструментом, как опционы. В результате компания понесла многомиллиардные убытки, а Сбербанк получил большую прибыль, купив у нее 2,7 млрд. долларов по сниженной ставке. «Транснефть» обратилась в суд, и АСГМ признал ее правоту, заявив, что Сбербанк не разъяснил контрагенту возможные риски, потому сделка — недействительна. Впрочем, позднее апелляционный суд счел нужным по какой-то причине принять сторону ответчика. Все идет к кассации.

Как подчеркнул Дмитрий Александров, Центробанк должен предложить рынку новое, более строгое определение понятия «квалифицированный инвестор». Оно было введено в 2007 г. и с тех пор ни разу не пересматривалось. «Транснефть» является квалифицированным инвестором, поэтому ей позволено оперировать самыми сложными производными инструментами, понять которые не так легко даже профессионалам на финансовом рынке. Однако случай со Сбербанком доказывает, что понятие «квалифицированный инвестор» требует строгого определения регулятора.

Сам регулятор занял «страусиную позицию», считает Михаил Хартман из ЦИРП. Но дискуссия о споре «Транснефти» со «Сбербанком» была раздута на днях первым зампредом Банка России Сергеем Швецовым. Выступая 10 октября на XII международном форуме «Российский рынок производных финансовых инструментов», Швецов заявил об обоснованности решения апелляционного суда по спору Сбербанка и «Транснефти», чем фактически оказал давление на суд со стороны ЦБ. Месяцем ранее представитель ЦБ Елена Чайковская обосновала отказ регулятора публиковать положение о квалификации участников рынка ПФИ до решения спора Транснефть-Сбер, обосновывая именно нежеланием давить на суд.

Эксперты в своих комментариях указывают, что действия Сбербанка при подготовке и заключении сделки с «Транснефтью» противоречат международной практике регулирования деятельности профессиональных участников финансового рынка, в которой запрещены и подлежат наказанию действия, заведомо ведущие к убытку клиента.

Виктория Файн