Будущее – за новыми видами топлива

18 августа 16:55

Традиционный вид топлива – бензин – с каждым годом все меньше устраивает автомобилистов. С начала года он подорожал почти на 5 процентов по данным Росстата, и в ближайшее время снижения цен ничто не предвещает. Поэтому все больше водителей задумываются об альтернативных видах топлива.

Один из них – так называемое биотопливо. Главным образом это этанол, который получают из сахарного тростника и зерна, биодизель (из сои и рапса) и растительное масло. Главное преимущество этанола – низкая цена, а недостаток – низкая энергоэффективность. Пробег автомобилей, работающих на Е85 (это смесь 85 % этанола и 15 % бензина) составляет 75% от пробега на том же объеме бензина.

Более того, использование такого вида горючего наносит больше вреда окружающей среде, чем пользы. Для того, чтобы вырастить культуры, из которых получают топливо, затрачивается больше природных ресурсов, чем экономится при отказе от сжигания бензина. Растут и цены на используемые растения и производные продукты питания. Поэтому пока этанол не в особом почете, его применение вызывает больше вопросов, чем ответов.

Другой вид альтернативного топлива – электричество. Оно позволяет в два раза сократить вредные выбросы в атмосферу. Но электрокары и гибриды, которые работают и на традиционном двигателе, и от батареи, гораздо дороже обычных машин. Минус, который остается у электрокаров – длительная подзарядка и недостаточно развитая инфраструктура, особенно в России, где большие расстояния не позволяют полноценно развиваться этому виду транспорта.

Что действительно имеет перспективы– природный газ, сжиженный (СПГ) или сжатый (КПГ) метан. Баллоны устанавливаются в машинах, и легче всего переоборудовать те автомобили, которые работали на бензине и дизеле.

От природного газа, как и от машин, работающих на электричестве – гораздо меньше вредных выбросов. Более того, выгоднее и цена. Так, в 2016 году средняя розничная цена 1 м3 метана (1 литр бензина) составила 14 рублей, а этов 2-3 раза дешевле бензина или дизельного топлива.

Таким образом, именно природный газ совмещает все главные достоинства альтернативного топлива –экологичность, экономичность и безопасность. В России, по данным Минтранса, пока на природный газ приходится лишь 0,5% общего потребления моторных топлив (для сравнения, на бензин — 60,3%, на дизельное топливо – 37,1%, на сжиженный углеводородный газ — 2,1%). Автомобили под СПГ и КПГ в Россию поставляютVolvo и Scania. В июне Scania сдала в аренду 5 машин российскому грузоперевозчику «Деловые Линии». Такие тягачи позволяют экономить до 25-30% в денежном эквиваленте, заявлял директор управления по экспедиционной деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров. Сейчас грузовики группа компаний использует на трассе М10 «Москва — Санкт-Петербург».

Единственный недостаток природного газа — неразвитая сеть газозаправочной и сервисной инфраструктуры. По данным Минтранса, в России функционируют только 366 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 27 КриоАЗС для СПГ. На их строительство нужны немалые инвестиции — затраты на строительство одной АГНКС могут превышать 100 млн руб. вместе с земельным участком и подъездными путями. Однако, так как Россия занимает второе место в мире по добыче природного газа, можно надеяться на поддержку государства и в будущем активное развитие инфраструктуры заправок. Более того, по ожиданиям аналитиков, внешний спрос на газ может значительно сократиться из-за того, что некоторыеиностранные покупатели снизят потребление из-за своих экономических или геополитических сложностей, а кто-то — перейдет на неуглеродное топливо.