Что беспокоит представителей рынка грузоперевозок Урала: обсуждали на круглом столе
Более 10 представителей рынка грузоперевозок Уральского региона обсудили актуальные проблемы и задачи отрасли на круглом столе, который организовала ГК «Деловые Линии». Результаты встречи обсуждаются с министром транспорта Свердловской области и на площадке МОЭС.
На круглом столе присутствовали представители компаний: «Автотеплотехник», «Мечел транс авто», «Транспортные технологии», «РомидТранс», «СпецСнаб», «Караван», «Сталепромышленная компания», «МЗ Автотранс», «СараАвто», «ПАТ 7» и «Емантрансавто» и других игроков рынка грузоперевозок Урала.
Целью встречи являлась формулировка основных проблем, отражающихся на работе перевозчиков региона и последующее обсуждение этих вопросов на межотраслевом экспертном совете при Минтрансе РФ.
Труд и отдых водителей — это один из основных и самых проблемных вопросов для компаний-перевозчиков. Выполнять приказ №15 Министерства транспорта РФ, который останавливает особенности режима, сложно и накладно. По данным документа, рабочий день водителя должен составлять не более 42 часов в неделю, а ехать с грузом без остановки он может не дольше 4 часов.
При этом, на путях следования грузоперевозчиков очень мало стоянок для отдыха, где-то их нет вообще. «Существует рабочая группа, которая консолидирует мнение игроков рынка и пытается сделать приказ рабочим, чтобы его можно было применять на практике», — добавил директор управления по экспедиторской деятельности «Деловых Линий» Михаил Петров.
Перевозчикам приходится менять внутренние правила компании, регламентирующие нормы движения, снижать ежесуточные пробеги, иногда закрепляют в договорах с заказчиками ограничение пробега до 500 километров в день. И это при том, что средний пробег дальнобойщика по России — около 700 километров.
За исполнением предписания данного приказа строго следят. По словам представителя пермской компании «МЗ-Автотранс», сотрудники ГИБДД вместе с прокуратурой и трудовой инспекцией регулярно проводят проверки.
Еще одна актуальная тема для участников круглого стола — способы оплаты услуг перевозчиков. Выяснилось, к примеру, что больше, чем две трети стоянок работают только по наличному расчету. «Если бы государство заставило всех обязательно работать по безналу, то проблема выдачи и контроля наличных денег за рейс была бы решена», — считают эксперты рынка. Кроме того, многие ждут появления функции электронных накладных, но пока этот вопрос продвигается небыстро.
По прежнему остается актуальным вопрос автоматического весового контроля фур. По словам Михаила Петрова, метод взвешивания недостаточно проработан и непрозрачен.
Известно, что во время торможения автомобиля на скорости может возникнуть погрешность в изменении веса на 10-15%. К тому же, нет доступа к информации о поверке прибора, «Можно перенастроить весы, и об этом никто не узнает, — пояснил Михаил Петров. — Если поверку сделали, то информация об этом должна быть в открытом доступе, в интернете. И все это должно отражаться в сертификате взвешивания». Ответственными за перевес, по мнению Михаила Петрова, должны быть, в большей степени, грузоотправители.
Источники финансирования — тема, которую также задели на круглом столе. В том числе, выяснилось, что крупные банки считают отрасль автомобильных грузоперевозок нежелательной для кредитования.
«Я много слышу о поддержке малого бизнеса, видел предложения «Альфа-банка», ВТБ, «Сбербанка» о кредитах от 50 миллионов рублей под 10-11% годовых. Но как только мы подаем пакет документов, и банки видят ОКВЭД 49, то зачастую получаем отказ без объяснения причин», — рассказал один из участников круглого стола.
По мнению перевозчиков, банки уверены в том, что рынок грузоперевозок — это часто высокие риски. И этим объясняет их отношение к отрасли.
Помимо прочего, функционирование системы «Платон», которое часто являлось поводом для обсуждения в прессе в момент введения, в итоге не существенно влияет на бизнес транспортных компаний. Представители отрасли признались, что с данной системой просто смирились все участники рынка.
Перевод грузового транспорта на газовое топливо — тоже активно обсуждающийся вопрос. Группа компаний «Деловые Линии» уже пробуют использовать транспорт, оборудованный под использование газа, — в арсенале перевозчика пять тягачей Scania, курсирующих по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Компания оценивает экономию затрат на топливо в 30-40% ежедневно. Но полностью переходить на газ они не планируют, поскольку еще не достаточно расширена сеть газовых заправок.
К концу круглого стола перевозчики подняли злободневную и социальную проблему отрасли — злоупотребление водителей алкоголем. Представители компаний в этом вопросе непреклонны. Но проблема остается, поскольку уволенный за пьянство водитель легко устраивается на новое место работы в отрасли. Единая база водителей — это нововведение, которое, по мнению участников дискуссии, могло бы централизовано решить этот вопрос.
«Миграция водителей есть везде, — пояснил Михаил Петров. — Но можно сделать систему, которая бы присваивала водителю класс, доступ к просмотру которого был бы общедоступен. То есть, принимая сотрудника на работу, ты уже видишь определенный рейтинг. Знаешь, что он три раза был в авариях, один раз попался на чем-то другом и прочее».
По словам Михаила Петрова, «Деловые Линии» в данный момент разрабатывают систему внутреннего рейтинга, не привязанного к эмоциям. «Если водитель попал в аварию по своей вине, то это минус в его рейтинге, за пьянку — обнуление рейтинга», — рассказал Михаил Петров. Уральским перевозчикам понравилась эта идея.
Круглый стол прошел конструктивно и продуктивно, все его участники остались довольные промежуточными результатами и встали на почву нововведений в своих компаниях.
«Транспортные компании развиваются, совершенствуют процессы, вводят системы оптимизации, задумываются о поведении и изменениях на рынке в целом, — сказал Петров. — Можно сказать, что это уже не просто владельцы машин, а полноценные участники сложного и развивающегося рынка».