Татьяна Вахнина: бизнесменам нельзя пренебрегать защитой своей интеллектуальной собственности

21 июля 08:56

Пятьдесят четыре миллиона – за товарный знак?
Это не цена регистрации товарного знака и даже не стоимость известного бренда, а «всего лишь» компенсация за незаконное использование товарного знака. За что компании выплачивают такие деньги?!

Фирма Патентных Поверенных «Вахнина и Партнеры» часто сталкивается с ситуациями, когда бизнес пренебрегает защитой своей собственности. Разумеется, бизнес ревностно охраняет свое имущество: склады – под наблюдением, пропускная система – работает, договоры о неразглашении – подписываются. Но зачастую многие забывают о защите другой собственности: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ.

Наименования продукции, изобретения, форма упаковки, а также доменные имена, фотографии, рекламные слоганы и наименование самой компании – все это интеллектуальная собственность, один из самых дорогих активов, и один из самых недооцениваемых. Интеллектуальная собственность повышает стоимость вашего бизнеса, необходима для привлечения инвесторов, банковского кредитования и даже при продаже бизнеса.

Типичная ситуация: затратив большие средства на разработку наименования продукции или фирменной упаковки, компания неожиданно выясняет, что сходные товарные знаки уже принадлежат конкурентам. Продолжая выпуск продукции с прежним наименованием, компания тем самым нарушает чужие права. Это грозит судебными исками, арестом продукции и взысканием денежных компенсаций.

Если даже у конкурентов нет знаков, сходных с вашими, все равно есть риск, что кто-либо (недобросовестные предприниматели или сами конкуренты) зарегистрирует ваши товарные знаки раньше вас.

Последствия этого плачевны: добросовестному предпринимателю угрожают судом и штрафами и вынуждают либо выкупить товарный знак, либо платить ежегодные лицензионные платежи за право использовать чужой товарный знак, или же участвовать в затратном судебном процессе.

Во всех этих случаях расходы намного превышают стоимость предварительной проверки товарного знака и его регистрации. Если же учесть возможное решение суда о выплате компенсации, то эти выплаты могут и вовсе быть разорительными: для небольшой компании выплата суммы даже в 1 миллион рублей может привести к банкротству.

Требования владельца товарного знака к нарушителю могут быть самыми разными. В нескольких последних делах, в которых мы принимали участие, от нарушителя требовали не только компенсировать судебные расходы, но и удалить упоминание о товарном знаке со всей продукции, из печатных каталогов, убрать товар из магазинов и выплатить значительную компенсацию.

Например, в 2015 году нашему клиенту, известной фармацевтической компании, была выплачена компенсация в размере 54,8 млн. руб. за незаконное использование его товарного знака одной европейской компанией, работавшей на территории России.

Специалисты компании «Вахнина и Партнеры», одной из ведущих российских юридических компаний, специализирующейся на регистрации и защите товарных знаков, изобретений, полезных моделей и всех видов интеллектуальной собственности, от доменных имен и авторского права до программ ЭВМ, многие из которых имеют опыт работы более 30 лет, рекомендуют относиться к своей интеллектуальной собственности очень серьезно: проверять и регистрировать свои товарные знаки, заключать договоры с разработчиками товарных знаков и дизайна вашей продукции, проводить регулярный мониторинг ваших знаков.
Надеемся, эти рекомендации помогут вашему бизнесу защититься от рисков и быть готовыми к защите ваших прав!

Татьяна Вахнина, патентный поверенный РФ, почетный адвокат РФ,
основатель и старший партнер фирмы Патентных Поверенных «Вахнина и Партнеры»