«Физический интернет» для логистики: как технологии влияют на бизнес
На Международном логистическом форуме, прошедшем на выставке «Иннопром-2017», представители рынка грузоперевозок России обсуждали значение концепции «физического интернета» для логистического бизнеса страны и высказывали свои предположения о том, как будет развиваться эта технология в ближайшем будущем.
Директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров рассказал о принципах работы «физического интернета».
«Глобальная паутина имеет дело не с разрозненными данными, а с пакетами, снабженными идентификатором, — отметил Михаил Петров. — Таким образом, реализуется универсальный способ доставки информации в любую точку планеты. Концепция «физического интернета» строится на тех же принципах».
Автор концепции «физического интернета» Бенуа Монтрей рассказал участникам форума о том, что в ближайшем будущем планируется создать сеть крупных логистических хабов и распределительных центров, в которых будут содержаться самые востребованные товары разных производителей. Это будет чем-то вроде «облачных» хранилищ в интернете. Второй этап реализации концепции: создание универсальной тары — π-контейнеров, в которых можно будет загрузить любой груз от самого маленького до самого большого. Они будут снабжены идентификаторами, с помощью которых можно будет контролировать перемещение объектов.
По мнению Михаила Петрова, стандартизация может обеспечить прорыв и в логистике, и в корне изменить принципы рынка.
Известно, что доставка товаров будет осуществляться не только грузовиками, но и дронами.
Многие специалисты сейчас считают технологию «физического интернета» слишком новой.
«Когда я слышу это словосочетание, в голове сразу возникают образы айтишников, тянущих оптоволокно, дата-центров, диспетчерских и тому подобного, — заметил один из экспертов, работающий в сфере логистики больше 10 лет. — Это не расхожий термин».
Но, при этом, все эксперты признают чрезвычайную актуальность вопросов, решение которых предполагает «физический интернет».
«Сегодня весь мир занят поиском универсальной грузовой единицы, которая позволила бы перевозить товары с максимальной эффективностью, — заметил главный редактор бизнес-справочника «Российский транспорт» Алексей Екимовский. — Если ее найдут, а затем под нее перестроят логистическую инфраструктуру и транспорт, эффект будет грандиозным. России необходимо очень внимательно следить за глобальными тенденциями в этой области, чтобы не изобрести свои стандарты, и затем оказаться в изоляции».
«Сейчас процесс грузоперевозок выглядит хаотично: два производителя, которые порой сидят рядом, могут отправить свои грузы одному и тому же адресату, используя каждый свою службу доставки или нанимая две разные транспортные компании, — отметил директор по развитию компании NS Logistic Владимир Диденко. — При этом их груз может занимать всего 30% фуры. В итоге, перевозчик, чтобы минимизировать потери, ждет попутный груз, срок доставки увеличивается, цена растет».
В 2013 году американские ученые, исследуя концепцию, выяснили, что при использовании «физического интернета» в 25% цепей поставок в США ежегодная прибыль повысилась бы более чем на 100 миллиардов долларов. Кроме того, это привело бы к сокращению парниковых выбросов в атмосферу (на 32%), а текучка среди водителей большегрузов снизилась бы на 75%. Все это могло бы существенно понизить цены на товары для потребителей.
Российский логистический рынок претерпит не меньше изменений с внедрением «физического интернета».
«По экспертным оценкам, доля холостых перевозок в нашей стране сегодня составляет 10-15%, — констатировал Михаил Петров. — Средняя загрузка фур — 70-75%. 70% товаров везут из центра. Такое неоптимальное использование ресурсов сказывается, в конечном счете, на ценах, которые вы видите в магазине. Концепция позволит поднять среднюю плотность загрузки и сократить количество пустых пробегов, сократятся сроки доставки. В итоге логистическая составляющая в цене товара (а сейчас она доходит порой до 90%) значительно снизится. Это выгодно всем».
ГК «Деловые Линии» уже ввела в работу системы оптимизации работы складов, анализа данных о клиентах, маршрутах и грузообороте. Это ускорило технологические операции на 10-40%.