«Платон» — не основная проблема грузоперевозчиков РФ

05 июня 13:49

Представители рынка перевозок обсудили сложности в работе и перспективы развития отрасли

РБК-Татарстан сообщило о том, что в Казани прошла встреча представителей грузоперевозчиков республики Татарстан. На ней широкое обсуждение получили основные проблемы, волнующие участников транспортного рынка. Мероприятие организовала группа компаний «Деловые Линии».

Любопытно, что система «Платон» для грузоперевозчиков РТ оказалась лишь в хвосте первой десятки сложностей. Куда чаще говорилось о дисбалансе системы весового контроля, регулировки режима труда и отдыха водителей и других нюансах, осложняющих процессы грузоперевозок.

Особенно подробно на встрече обсуждались проблемы весогабаритного контроля. Так, по оценке «Росавтодора», в среднем фуры на отечественных дорогах перегружены на 30%, а штрафы за это «удовольствие» варьируются от 150000 рублей до 500000. Но важно учесть, что зачастую весы фиксируют перегруз в ситуациях, которые создаются неумышленно перевозчиком. К примеру, груз может сместиться из-за ускорения транспортного средства, неровности дороги или внезапного торможения, которое меняет давление на передние и задние оси. К тому же, в различных субъектах РФ установлены собственные размеры нагрузки на ось. Именно поэтому участники встречи в Казани подчеркнули важность стандартизации весов для объективного контроля.

Одним из самых неприятных последствий превышения веса груза является отправка на штрафстоянку. «В Республике Татарстан обычно все приходит к штрафстоянке, – высказался директор компании «ИСТЭК» Фидаиль Хакимов. — Оплата начинается сразу и составляет 125 руб/час. Пока идет платеж, на площадке проводят до трех суток, а это дополнительные расходы, проблемы с доставкой груза и бумажная волокита».

Отсутствие эталона взвешивания и единой системы фиксации результата приводит к тому, что «транспортники» сражаются со сложностями сами. К примеру, специалисты «Деловых Линий» занимаются разработкой навигатора, учитывающего нужды перевозчиков лучше, чем это делают существующие программы. Однако разработка осложняется отсутствием в открытом доступе единой базы ограничительных знаков.

«Мы занимались сбором этой информации на протяжении нескольких лет, и в настоящее время уже существует возможность разработать мобильное приложение, которое смогло бы облегчить работу в том числе и логистам, которые направляют груз во время прокладки маршрута», — отметил директор управления по экспедиторской деятельности группы компаний «Деловые Линии» Михаил Петров.

Еще одна важная тема для обсуждения: режим труда и отдыха водителей. В настоящее время эти моменты контролирует тахограф. Он автоматически фиксирует время в пути, время остановки и стоянки, а также скорость движения. В РФ приказом Минтранса нормальная продолжительность рабочего времени водителей ограничена 40 часами в неделю, тогда как в Европе — 45. И это при том, что в России протяженность пути значительно длиннее, чем в Европе.

Стоит отметить, что, исходя из нормативов, отдыхом не считается сон в кабине транспортного средства, а безостановочное движение при этом не может превышать четырех часов. Фактически, в крупном мегаполисе за это время водитель только преодолеет пробки. Где останавливаться на выездах с учетом ограниченного количества стоянок и большого числа водителей — еще один нерешенный вопрос. Участники мероприятия в столице Татарстана отметили неважное состояние придорожного сервиса в РФ.

Во время встречи зашел разговор и об оплате времени водителя, когда он находится в кабине, но не управляет транспортным средством. Чтобы соответствовать новым требованиям регуляторов, в рейс могут одновременно выходить максимум три водителя, и их работу нужно оплачивать. Это влияет на конечную стоимость услуги. Можно было бы ограничиваться одним водителем, но продолжительность рейсов в таком случае серьезно увеличится.

На встрече, организованной ГК «Деловые линии» много говорилось и о «пакете Яровой», из-за вступления в силу которого грузоперевозчики столкнулись с усложнением процедуры приемки-передачи груза. Так, у этого закона нет подзаконных актов, которые бы осуществляли регламентирование действий транспортно-логистических операторов во время проверок. К тому же, грузоперевозчикам приходится перестраивать инфраструктуру и бизнес-процессы. Установка рамок, найм дополнительного персонала для проверки грузов, обучение сотрудников, — в масштабе крупных компаний все это составляет сотни и тысячи человеко-часов, что, разумеется, отражается на стоимости отправок. К тому же, водители часто не подготовлены к нововведениям.

На круглом столе участники рынка на удивление мало внимания уделили системе «Платон», которая так часто обсуждается в СМИ. Они, помимо прочего, отметили ее достоинства — выход на контакт с Министерством транспорта РФ и возможность создания саморегулируемой организации в отрасли. На конец 2016 года в системе прошло регистрацию 775000 грузовых автомобилей массой, превышающей 12 тонн.