Александр Кузьмин: как в России повысить прибыльность нетопливных бизнесов АЗС

16 мая 12:06

Современный автозаправочный бизнес уникален тем, что сочетает в себе два равнозначных по ценности сегмента – топливный и нетопливный. Вопреки мнению большинства людей, неосведомленных о реальном положении дел в отрасли, нетопливный сегмент в автозаправочном бизнесе является не менее важным, чем продажа топлива. Во многих европейских странах на нетопливный сегмент приходится до 60-70% дохода автозаправочных станций.

К основным видам нетопливного бизнеса на автозаправочных станциях относятся продажа товаров для автовладельцев (стеклоомывающие жидкости, ароматизаторы салона автомобиля, средства по уходу за кузовом и т.п.), горячих напитков, в первую очередь, кофе, фастфуда, а также деятельность кафе.
Наиболее передовые в маркетинге компании, владеющие сетями автозаправочных станций, открывают кафе при своих АЗС под собственными брендами. Деятельность таких кафе не только приносит прибыль их владельцам, но и существенно улучшает имидж заправочной сети.

В то же время, нетопливный бизнес отечественных автозаправочных станций сталкивается с целым рядом серьезных проблем. В первую очередь, эти проблемы обусловлены тем, что для России развитие такого сегмента продаж товаров и услуг – относительно новое явление. Для большинства компаний характерно отсутствие четких представлений о стратегии развития нетопливных бизнесов.

Практически все компании, работающие в автозаправочной отрасли и желающие открыть нетопливный бизнес, испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в данном секторе. Наиболее ощутим дефицит подготовленных менеджеров, обладающих навыками запуска, развития и управления нетопливными видами бизнеса. Во-вторых, для самих заправочных станций достаточно сложно найти и квалифицированный обслуживающий персонал, поскольку сотрудники АЗС не имеют навыков работников сетей общественного питания.

Выходом из сложившейся ситуации может быть углубление автоматизации нетопливных бизнесов АЗС, позволяющее обойтись без поиска и найма дополнительного персонала. Например, для организации продаж кофе эффективным решением является установка профессиональных автоматических кофемашин, снабженных системами удаленного телеметрического контроля, как это сделано в сети АЗС Газпромнефть.

Многие компании отличает отсутствие централизованного подхода в приобретении оборудования и внедрении решений по автоматизации нетопливных сегментов АЗС. Руководство топливных компаний недостаточно серьезно относится к технологическим инновациям в деятельности нетопливных сегментов бизнеса, и это негативно отражается не только на выручке, но и на развитии самих компаний.

Следующая серьезная проблема – отсутствие поставщиков, которые могли бы стать постоянными партнерами автозаправочных станций и осуществлять поставки необходимых товаров для нетопливных бизнесов в соответствии с международными логистическими стандартами.

С этой проблемой тесно связано отсутствие реального контроля за единством ассортимента во всей сети, проводить который без использования решений по автоматизации мерчандайзинга практически невозможно. Тем более что в большинстве крупных сетей региональные подразделения создают наиболее выгодные условия для тех поставщиков, в сотрудничестве с которыми заинтересованы именно они, тем самым препятствуя централизации управления продажами. Несогласованность между центральным офисом и региональными подразделениями традиционно является одной из главных причин слабой управляемости нетопливного сегмента автозаправочного бизнеса.

Решение перечисленных проблем позволит российским компаниям, работающим в автозаправочной сфере, не только значительно повысить прибыльность своих нетопливных бизнесов, но и добиться превращения их в вид деятельности, равнозначный торговле топливом.

Александр Кузьмин – эксперт в развитии нетопливных бизнесов сетей АЗС, создатель группы компаний РусХОЛТС/Retail&HoReCa – многопрофильного холдинга, активно преобразующего магазины и кафе российских сетей АЗС в соответствии с европейскими стандартами клиентского сервиса.

http://retailhoreca.ru/