Нью-Васюки в Иваново: комбинат, который разорит легкую промышленность

25 апреля 18:27

Уже лет 25 легкая промышленность России пребывает в забытьи. Современных технологий почти нет, оборудование не производится, а используемое катастрофически устарело (39% оборудования в строю уже более 20 лет). Сейчас на лёгкую промышленность у нас приходится примерно 1,1% ВВП. Зато здесь есть прекрасный потенциал роста! Объёмы мировой лёгкой промышленности сейчас составляют порядка 3,6 трлн долларов и растут по 4% в год — спрос для продукции обеспечен.

Впрочем, одно из министерств все же обратило на это непаханое поле внимание. Только вот теперь сто раз задумаешься – может, лучше бы оно этого не делало. Минпромторг разработал Стратегию развития лёгкой промышленности до 2025 года. Она предусматривает развитие и текстильного, и кожевенного, и швейного производств, но самое главное — производство синтетики: полный цикл с общими расходами более, чем в 600 млрд. рублей. В документе декларируется, что объём производства лёгкой промышленности должен увеличиться в 1,5 раза, а число рабочих мест в отрасли удвоиться. Видимо, про повышение эффективности труда и автоматизацию в министерстве никто не слышал. За образец взяли Китай, где проще всего нанять сотни тысяч сотрудников, которые будут делать вручную всё то, что развитом мире делают машины. Вообще, все цифры, заложенные в стратегии, поражают своей фантастичностью. Не говоря уже о том, что перспективные прогнозы для Минпромторга строятся на основании данных докризисного 2012-го.

В министерстве решили, что «палить из пушки по воробьям» смысла нет, и сделали упор на кластерное развитие (в принципе, так и принято во всём мире). То есть в одном месте должны быть собраны предприятия от нефтепереработки до швейных цехов. Что ж, идея благая. Но, в России, как известно, много идей претерпевает поразительные изменения на пути от слов к делу. Посмотрим, что с реализацией.

Основная гордость и надежда минпромовской Стратегии – первый кластер, который должен появиться в Ивановской области. Центром его должен стать комбинат синтетического волокна, которое может быть основой для столь популярного полиэстера. Но удивительно, как этот проект в Иваново противоречит этой самой Стратегии.

На первый взгляд выглядит все идеально: проект завода есть, источник финансирования найден (крупный банк готов предоставить более 20 млрд рублей для 25-миллиардного проекта, хотя пару лет назад проект начинался с «более 10 млрд»), подрядчики определены… забыли только одну «маленькую» деталь — из чего и для кого будут производиться полиэфирные волокна. Будущий завод в Вичугском районе Ивановской области – не предприятие полного цикла, оно требует сырья и требует предприятий, которые могли бы изготавливать уже сами материалы из их волокна. Проблему с сырьём якобы решили заключением контракта с южнокорейскими поставщиками (то есть сырье будут импортировать!). А вот проблемы сбыта даже замаскировать не потрудились. О них просто… не подумали. А зачем думать, когда есть прекрасный принцип «мы их не заметили, значит, их и нет».

В соответствии с удивительным «бизнес-планом», к бизнесу не имеющим отношения вообще, комбинат в Иваново должен производить аж целых 175 тыс. тонн волокна в год. Чтобы понять, какие это наполеоновские масштабы, сравним это с объемом рынка всей импортной продукции. Сейчас он оценивается в 155 тыс. тонн. Советский лозунг «догнать и перегнать» отдыхает. Наш объект, похоже, не только покроет всю потребность отечественной лёгкой промышленности в синтетике, попутно выдавив с рынка всю импортную продукцию, но еще и останется про запас. Запланированное создание монополии, убивающей оставшиеся малые отечественные предприятия – это где-то на границе смелости и наглости. Понятно же, что потребители волокна скорее откажутся от отечественной продукции малых производителей, чем полностью перестанут закупать импортную.

И нет гарантий, что текстильные предприятия будут покупать у комбината волокно. Импорт исходного сырья из Южной Кореи в Ивановскую область обойдётся в кругленькую сумму, и это негативно скажется на конечной стоимости продукции вичугского комбината. Без радикального сокращения издержек китайская продукция будет дешевле. По логике Минпромторга основная надежда — на госзакупки, которые в Стратегии развития легкой промышленности идут красной линией. Вот только беда в том, что пользы для экономики от госзакупок – ноль. Государство будет вынуждено обязать госкомпании закупать продукцию (например, униформу), даже если она и не нужна. Дополнительные расходы в любом случае лягут на федеральный бюджет или в виде субсидий, или в виде недополученной прибыли. И всё ради того, чтобы была возможность возвращать выданный кредит и платить зарплату сотрудникам предприятия. Для экономики результат будет близкий…

Просто круговорот государственных денег… и ладно бы он оставался внутри государства. Многие страны вкладывают деньги в создание инфраструктуры, чтобы загрузить местные предприятия, создать рабочие места. Так во времена Великой депрессии в США строили дороги, множество российских подрядчиков получили контракты во время большой стройки перед сочинской олимпиадой. Но! Тут ситуация совсем иная — эти 25 млрд рублей не оставят значимого следа в экономике Ивановской области, не говоря уже о том, что для страны эффект сомнителен. Поставщиком оборудования выбрана немецкая компанеия, а генеральным подрядчиком по стройке стала компания чешская. Это в дополнение к импорту сырья из Кореи.

Деньги просто уходят за границу, а мы получаем завод в чистом поле, не обеспеченный доступным сырьём и с сомнительными перспективами сбыта продукции. Как-то не тянет на прорыв в лёгкой промышленности. Предположим даже, что воплотятся в жизнь самые смелые фантазии, и в кратчайшие сроки будут созданы текстильные предприятия на территории ивановского кластера (что очень сложно реализовать, пока даже намеков на них нет). Но у них все равно будет альтернатива в виде более дешёвого импортного волокна. Вероятно, расчет сделан на то, что заботливое государство не бросит в беде такой амбициозный проект, и начнёт снабжать это мертворожденное дитя субсидиями — примерно также, как снабжает субсидиями неконкурентоспособные камвольные предприятия, производящие сегодня шерстяные ткани. Три небольших предприятия сейчас с лёгкостью проедают 600 млн. рублей государственных денег за год. И всё ради того, чтобы ткани для школьной формы они могли продавать со скидкой в 50%, иначе их никто не берёт. Отличный пример неэффективных расходов, с которыми надо бороться, и дополнительная работенка для Счетной палаты.

Лёгкая промышленность заслуживает адекватной оценки и продуманного планирования. Нынешняя же стратегия, благодаря которой запускается химзавод в Иваново, скорее дискредитирует эту отрасль. Например, она предусматривает увеличение числа рабочих мест в лёгкой промышленности примерно вдвое к 2025 году при том, что объём выпускаемой продукции увеличится в 1,5 раза. Мы отказались от политики повышения производительности труда и идём к массовому и дешёвому человеческому труду, как в Китае? Похоже, про импортозамещение вообще забыли, вопрос устаревшего оборудования и отсутствия технологий обходятся стороной. Стратегия по легпрому, которую для Минпромторга разработала компания Ernst&Young;, страдает всеми болезнями «профессиональных» западных консультантов: она построена на сомнительной аналитике, ее приоритеты не идут в плюс российской экономике, она представляет Россию как страну третьего мира, и, самое важное, на ложные цели предлагается выделить более 600 млрд. рублей. Для нашей кризисной экономики они могут оказаться мертвым грузом. И тем не менее, первый пошел: 20 млрд. из них уже согласованы для ивановских «нью-васюков». С такой «стратегией» не долго разорить не только российский легпром, но и всю экономику.

Если мы хотим, чтобы лёгкая промышленность занимала достойное место в нашей экономике, и давала стабильный доход, то нужна актуальная стратегия, учитывающая последние кризисные явления, предусматривающая комплексное развитие производства полного цикла от бочки с нефтью до готовой куртки и максимальное вовлечение отечественных подрядчиков. И обязательно эта стратегия должна быть согласована с экспертным сообществом, а не приниматься втихаря за кулисами. Скрытность – лучший помощник в составлении сомнительных программ с красивыми цифрами, имеющих мало общего с реальностью. Под общественным контролем куда сложнее претворять в жизнь проекты, направленные на улучшения положения не отрасли, но отдельных лиц.

Иначе мы так и будем плодить неэффективные расходы, которые могли бы быть перенаправлены как на социальное обеспечение граждан, так и на реальное развитие бизнеса.

Источник