Не шпион, а инвестор на $3 млрд

13 января 16:53

В «МК» обсуждают обвинения в работе в пользу иностранных разведок Ильи Щербовича.

Основатель, президент и управляющий партнёр инвестиционной компании United Capital Partners (UCP) Илья Щербович − известная личность не только в мире финансов. Его часто упоминают в связи с поглощением сети «ВКонтакте», активами «ЮКОСа», ценными бумагами «Газпрома», а в последнее время UCP возбудил ряд судебных исков в адрес госкорпорации «Транснефть». В связи с этими исками и возникло подозрение в шпионаже, рассказывается в статье «Агент ее величества… или не агент».

Иностранные разведки, говорится в публикациях СМИ, на которые ссылается «МК», занимает информация о деятельности «Транснефти». «Росбалт» рассказывает, что скупив привилегированные акции трубопроводной монополии, фонд UCP потребовал от «Транснефти» предоставить ему как владельцу пакета привилегированных акций заверенные (!) копии расшифровок прибылей и убытков компании… внутренних документов, устанавливающих политику управления рисками, протоколов заседаний совета директоров». И далее издание делает вывод в форме вопроса – «Илья Щербович просто выполняет заказ на доступ к информации о потоках нефти и топлива в России?»

В «МК» считают аргумент несостоятельным, потому что данные об объёмах добычи нефти открыты, публикуются в отчетах нефтяных компаний, сводках «Центрального диспетчерского управления» Минэнерго и прочих источниках. А требовать с крупных АО документацию − излюбленное дело миноритарных акционеров, считают в «МК».

В то же время автор «МК» Владимир Фейгин признает, что причины, по которым Илья Щербович скупил на $3 млрд привилегированных акций «Транснефти», остаются «нераскрытой тайной» − чтобы затем подавать кучу исков в суды и требовать всем известную информацию?

Добавим, что «МК» умалчивает о еще одной интересной подробности. В тексте «Илья Викторович, вы шпион?» издания InterRight, на которую ссылается «Росбалт», говорится об участии UCP в недавней сделке по покупке индийского НПЗ в партнерстве с госкомпанией «Роснефть» и мировым нефтяным трейдером Trafigara. С какой стати третий по величине независимый поставщик нефти в мире Trafigara с оборотом $133 млрд и государственная «Роснефть» с выручкой $86,9 млрд взяли в свою компанию фонд с годовой выручкой 259 млн рублей и откуда у него $3 млрд на сделку? − задаются вопросом в InterRight.

Владимир Фейгин считает, что Илья Щербович предстает в статье «обыкновенным инвестором, скрывающим свои решения за судебными разбирательствами и слухами об особом положении среди инвесторов». Возможно, он прав, но $3 млрд на префы «Транснефти», плюс $3 млрд на индийский НПЗ, плюс еще сколько-то миллиардов на длинный перечень инвестиций (при официальной выручке $4,3 млн − почти в тысячу раз меньше каждой инвестиции) − солидной основание для «слухов об особом положении», даже если за ними стоит не «агент Ее Величества».

Вся история взлета Ильи Щербовича полна «особостей». В 20014 году двадцатилетнего студента «Плехановки» назначили консультантом (!) группы мониторинга фондового рынка при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). В «МК» соглашаются, что это «странно», но «в современной России зафиксированы случаи назначения на куда более серьезные госдолжности прямо из обувного магазина».

Следующее обвинение в адрес Щербовича, касается вероятных благодетелей: «Деятельность комиссии (ФКЦБ) плотно контролировалась американскими советниками…есть мнение, что курирующие ее работу заокеанские аналитики на основании полученной информации составляли стратегию уничтожения высокотехнологичных предприятий России». В «МК» считают это преувеличением, так как «почти четверть века назад комиссия по ценным бумагам была, мягко говоря, очень скромным госучреждением, равно как и фондовый рынок того периода, охватывавший акции менее 5 процентов промпредприятий страны».

Следующий факт, инкриминируемый главе UCP: «…из комиссии Щербовича сразу же пригласили работать в компанию UFG. В ней командовали «финансовый проходимец» Чарльз Райан и бывший министр финансов Борис Федоров. Занималась UFG криминальной скупкой акций «Газпрома»… UFG была самой крупной компанией. И заказы ей на скупку давал самый крупный скупщик − знаменитый Уильям Браудер».

Заглянув в оригинал в InterRight, можно узнать о любопытной мелочи − пяти трупах людей, тесно сотрудничавших с Браудером, в том числе Бориса Федорова, бывшего шефа Щербовича. Так что и без шпионской деятельности история с UCP и Ильей Щербовичем крайне занимательна.