Кто наживается на ремонте российских кораблей?
Обсуждение проекта бюджета на 2017 год обернулось плохими новостями для российских армии и флота. Вслед за традиционно «дойными» статьями расходов — пенсиями, здравоохранением — военный бюджет тоже секвестируют все сильнее. В прошлом году сокращение расходов на оборону составило 3,8%, в этом – уже 5%. Между тем, долги ВПК выросли настолько, что правительство, чтобы расплатиться по ним, вынуждено практически запускать руку к гражданам в карман. Остаток бюджетного резерва — 167 млрд руб. замороженных пенсий россиян — направят на погашение кредитов оборонного комплекса, о чем известил общественность министр финансов Антон Силуанов. Под угрозу попадает выполнение восьмилетней программы развития ОПК до 2020 года, с трудом верится и в слова президента о том, что следующий год станет пиковым по загрузке для гособоронзаказа.
Статьи бюджета ВПК остаются по большей части закрытыми, что в значительной степени осложняет контроль за качеством их исполнения. Через госзакупки у «нужных» поставщиков, завышение смет, задержки и срывы выполнения контрактов оборонзаказа, а также коррупцию в оборонных структурах миллиардное финансирование предприятий ВПК улетает в трубу. Задачи импортозамещения в судостроении, поставленные еще два года назад, при самом широком финансировании пока не получили примеров успешной реализации.
Взять хотя бы недавний инцидент с задымлением на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». О необходимости капитального ремонта и масштабной модернизации этого судна в Министерстве обороны впервые заговорили еще в 2010 году, но работы так и не были начаты. На вопросы о причинах задержки в центре судоремонта «Звездочка» (именно это предприятие в составе Объединенной судостроительной корпорации осуществляет ремонт крейсера) отвечают то крылатой фразой Дмитрий Медведева «денег нет», то оправданиями, что авианосец нельзя просто так вывести из состава военного флота на 3-4 года. Между тем, какой-никакой ремонт на «Адмирале Кузнецове» все-таки провели – с января по июнь текущего года, на 35-м судоремонтном заводе (СРЗ). Вот только результаты этой работы не радуют.
Мурманский 35-й завод обещал за полгода провести «восстановление технической готовности судна перед дальним морским походом». Запланированная модернизация, по словам директора головной «Звездочки» Николая Калистратова, скорее всего, тоже будет осуществляться там. «Провели ремонт главных котлов, турбо- и дизель-генераторов», — отчитывалась в июле пресс-служба Северного морского флота об успехах СРЗ.
Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что ремонт производился за счет деталей сомнительного качества, которые, судя по всему, СРЗ использует не впервые. В апреле, к примеру, завод приобрел для ремонта буксира «Николай Чикер» запчасти на 1,2 млн евро — только они оказались китайского производства, с максимальной стоимостью 40 тысяч евро. Закупленная и установленная 35-м заводом арматура для «Адмирала Кузнецова» (на общую сумму 5,5 млн руб.) также может оказаться контрафактной. А в следующем эпизоде арматуру, предназначенную для докового ремонта авианосца, уже не подделали, а украли со склада завода — на сумму в 74 млн руб. Финансовые показатели и бухгалтерскую отчетность СРЗ за последние годы в открытом доступе обнаружить не удалось, рассчитывать же на объяснение, как и где на самом деле закупаются детали для ремонта судов, со стороны самого завода не приходится.
Алексей Мальцев, 38-летний заместитель генерального директора Центра судоремонта «Звездочка», в недавнем прошлом директор 35-го СРЗ, не производит впечатления общительного человека — по некоторым данным, в прошлом году он запретил всем сотрудникам филиалов центра, включая пресс-службу, общаться с прессой. Судя по связям заместителя генерального директора «Звездочки»,которые можно отследить по базе проверки рыночных контрагентов СПАРК-Интерфакс, Алексей Мальцев активно занимается общественно-политической деятельностью: входит в региональный штаб «Общероссийского народного фронта» и в совет местного отделения партии «Родина».
Трудовая политика на предприятиях «Звездочки», судя по данным базы решений судебной практики «Росправосудие», тоже вызывает массу вопросов. Вот один из недавних прецедентов, от июля этого года: дежурный по цеху головной «Звездочки» Линник во время смены от невыносимой духоты потерял сознание. Мужчине вызвали «скорую», но руководство цеха и завода заявило, что он находился в цеху пьяным, и тут же его уволило без выходного пособия. Мурманский суд в иске о компенсации морального вреда и восстановлении на работе Линнику отказал.
Не увенчалось успехом и дело сотрудника завода «Нерпа», другого филиала «Звездочки», — Ислама Мирзалиева. Тридцатилетний отец двоих детей стал инвалидом, ему еле удалось выбить с предприятия компенсацию (и то значительно меньше запрошенной). Работая сварщиком на «Нерпе», Мирзалиев получил тяжелую производственную травму по вине другого сотрудника, управлявшего экскаватором, – от гидравлических ножниц машины откололся кусок металла и попал Мирзалиеву в глаз. «Виновник не соблюдал правила безопасности, по которым в радиусе 30 м от места проведения работ на такой технике не должно быть других людей. Мы хотели возбудить против него уголовное дело, но следствие намеренно его затягивало, пока не прекратило по сроку давности. Виновный работник не понес никакой ответственности, даже материальной, спокойно продолжает там работать», — рассказывает адвокат Мирзалиева Елена Кириченко.
Всего же решений по поданным к «Звездочке» гражданским искам, связанным с компенсацией морального вреда, неисполнением условий договора найма и другими статьями трудового кодекса, в одной только Архангельской области по базе «Росправосудия» насчитывается более 1200. Еще сильнее впечатляет статистика арбитражных дел против центра судоремонта – их с начала этого года уже накопилось больше двух сотен (данные СПАРК-Интерфакс). Взыскиваемые с «Звездочки» суммы пеней, неустоек и других штрафов, чаще всего связанных с срывом контрактов и задержкой сроков их выполнения, колоссальны. Только Министерству обороны арбитражные суды обязали «Звездочку» выплатить в этом году более 178 млн руб.
При этом на собственные нужды центр судоремонта денег не жалеет. В этом году, согласно данным единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, одних витаминов для своих сотрудников «Звездочка» закупила на 61 млн руб. Что характерно, во всех трех конкурсах на поставки (ценой в 13, 22 и 26 млн руб.) контракты достались единственному участнику, а описание лота не приводилось. Номинально компаний-победительниц три: ООО «Веста», ООО «Веста плюс» и ЗАО «Веста». Но, по данным СПАРК, все они зарегистрированы по одному адресу в Северодвинске, их руководителем числится один и тот же человек. Помимо «Звездочки», контракты на предоставление «лечебно-профилактического питания» триада «Вест» регулярно получает и от другого предприятия ОСК — АО СПО (Северное производственное объединение) «Арктика», которое также занимается ремонтом и обслуживанием судов для северного центра судостроения. По данным СПАРК, 2015 году по контракту с «Арктикой» ООО «Веста» получила 51,7 млн руб., ООО «Веста плюс» — 54,4 млн руб., сколько досталось третьей – неизвестно, но и она, судя по всему, не бедствует: в прошлом году на все те же витамины ЗАО получило почти 45 млн руб.
Подобную щедрость «Звездочка» проявляет не только в борьбе с авитаминозом — похоже, центр судоремонта вообще относится к своим поставщикам доверительно, порой даже делит с ними кров. Например, АО НПО «Борей» в 2011 году было зарегистрировано по одному адресу с профсоюзом мурманского СРЗ, филиалом ЗАО СПБТ (специальная производственно-техническая база) «Звездочки», а также 171 особым конструкторским бюро ВМФ. С 2012 компания, возглавляемая Станиславом Базарным, исправно выигрывает конкурсы на поставку товаров и услуг СПБТ «Звездочка». В прошлом году сумма полученных контрактов превысила 158 млн руб., в этом цифры сопоставимы: 24 млн руб. (данные СПАРК-Интерфакс) и 1,2 млн евро на закупку ЗИП для СБС «Чикер».
Известно о компании совсем немного – ни финансовых данных, ни отчета о выполнении госконтрактов, даже директора Базарного удалось отыскать только благодаря базе проверки контрагентов. Там же обнаружился один любопытный факт: «Бореем» на 100% владеет ООО «Оборонремсервис», собственницей которого числится Елена Рослякова. Индекс должной осмотрительности базы СПАРКа – показатель, отражающий вероятность того, что компания создана не для уставных целей, а в качестве «транзакционной единицы», не имеющей существенных собственных активов и операций, или является «брошенным» активом, — у «Оборонремсервиса» составляет 87 из 99. Иными словами, крайне маловероятно, что предприятие Росляковой занимается строительством жилых и нежилых зданий, заявленным у него по ОКВЭД. Предположения легко подтверждаются эмпирически – за последние 3 года Рослякова учредила 31 компанию, а также числится руководителем в еще 69-ти.
При такой деловой активности неудивительно, что спектр оказываемых «дочкой» «Оборонремсервиса» услуг крайне широк – от поставок комплектующих для разного рода двигателей до закупки промышленных холодильников, деталей для ремонта кондиционеров и запчастей насоса сточно-фекальных вод. А в 2014 году «Борей» выиграл заказ на 3 млн руб. на поставку каменного угля для АО «Северный Арсенал». Удивительно другое – почему заказчиков «Борея» нисколько не смущает репутация компании, а также должностная дисквалификация Росляковой, полученная за нарушение ч. 5 ст. 14.25 КоАП (непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и ИП). Более того, контракты по конкурсам госзакупок достаются «Борею» даже при том, что цены, за которые компания берется выполнять их, значительно выше цен других участников.
Также не очень понятно, почему похищенная на миллион долларов арматура вкупе с материалами о нецелевом использовании 300 млн руб. бюджетных средств, потраченных мурманским СРЗ на закупки у сомнительных поставщиков, не привели к возбуждению уголовных дел и по-прежнему находятся на рассмотрении прокуратуры Снежнегорска.
Впрочем, картина проясняется, если допустить, что руководители «Звездочки» и ее поставщиков обладают налаженными связями в нужных кругах. По странному совпадению, и АО «Северный Арсенал», давший неизвестному предприятию с сомнительной структурой управления заказ на уголь, и сосед «Борея», 171 ОКБ, находятся под управлением АО «Ремвооружение», а оно, в свою очередь, принадлежит АО «Гарнизон», напрямую подчиняющемуся Минобороны и печально известному по своему старому названию — «Оборонсервис».
Российский военно-морской флот сейчас находится на острие внешней политики, сегодня именно он — ключевой инструмент проекции силы, не устают повторять официальные СМИ. При этом поддержание судов ВМФ в рабочем состоянии находится на низком уровне, проблемы, с ним связанные, все множатся, а ОСК остается надстройкой, неспособной обуздать колоссальный размах коррупции в судоремонте, который почти всегда остается в тени.
Если корабли средиземноморского соединения ВМФ и дальше будут, как авианосец «Адмирал Кузнецов», чадить сразу по выходу из дока (где только что прошли ремонт), дипломатические и внешнеполитические достижения России последних лет окажутся под угрозой. И пока чиновники с правоохранителями борются с «пятой колонной» — критически настроенными блогерами, общественными активистами и деятелями искусства — вместо того, чтобы привлекать к ответственности настоящих национал-предателей – коррупционеров, ставящих под угрозу боеспособность армии и флота, — усиливается вероятность, что государство может оказаться с небоеспособным флотом в критической ситуации геополитического противоборства.
Алексей Карамзин